Найти в Дзене

Мы живём в эпоху избыточного захваливания детей…

Да простят меня читатели за эту мысль: «Нас так не воспитывали!» Поколение 80–90-х выросло с убеждением, что нас недолюбили, недохвалили и обесценили. В результате мы бросаемся в противоположную крайность — обожествляем собственных детей. Без конца возносим их красоту, ум и другие достоинства. При этом чрезмерно опекаем, создаём «подушку безопасности», с первых дней жизни формируем инфантильность. Дети развиваются в состоянии внутреннего противоречия: они одновременно ощущают себя и беспомощными, и всемогущими. Оба эти представления далеки от реальности. У таких детей неизбежно возникают проблемы с самооценкой: — родители внушают им идею собственной исключительности («ты лучше всех!»), — реальная жизнь безжалостно сталкивает с пьедестала, когда ребёнок сталкивается с неудачами и неспособностью достигать желаемых результатов. В книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» описан эксперимент со старшеклассниками. Участникам давали сложные задания, одних хвалили за старания и усердие, других — за

Да простят меня читатели за эту мысль: «Нас так не воспитывали!»

Поколение 80–90-х выросло с убеждением, что нас недолюбили, недохвалили и обесценили. В результате мы бросаемся в противоположную крайность — обожествляем собственных детей. Без конца возносим их красоту, ум и другие достоинства. При этом чрезмерно опекаем, создаём «подушку безопасности», с первых дней жизни формируем инфантильность.

Создать карусель
Создать карусель

Дети развиваются в состоянии внутреннего противоречия: они одновременно ощущают себя и беспомощными, и всемогущими. Оба эти представления далеки от реальности. У таких детей неизбежно возникают проблемы с самооценкой:

— родители внушают им идею собственной исключительности («ты лучше всех!»),

— реальная жизнь безжалостно сталкивает с пьедестала, когда ребёнок сталкивается с неудачами и неспособностью достигать желаемых результатов.

В книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» описан эксперимент со старшеклассниками. Участникам давали сложные задания, одних хвалили за старания и усердие, других — за способности и интеллект. Результаты оказались поразительными: те, кого хвалили за таланты, стали показывать худшие результаты, а те, кого поощряли за усилия, наоборот, улучшили свои показатели.

Создать карусель
Создать карусель

Более того, когда детям предложили написать письма сверстникам из других школ о трудностях в учёбе и указать свои оценки, 40% из группы «талантливых» приукрасили свои результаты. Получается, что взрослые, убедив детей в их исключительности, невольно воспитали в них склонность к обману.

Дети, верящие в свои природные таланты, после первых успехов начинают панически бояться неудач, ведь их уверенность основана лишь на завышенной самооценке. Они избегают сложностей, чтобы не уронить свой статус в глазах окружающих, а любая критика становится для них непереносимой.

Те же дети, которых хвалят за усилия и старания, учатся видеть причинно-следственные связи: результат зависит от приложенных усилий. Они понимают, что прогресс возможен, и верят в свои силы.

Не стоит полностью отказываться от похвалы ребёнка, но важно контролировать её содержание. Наши слова формируют характер детей, а характер определяет их судьбу.

Бесконтрольное захваливание и убеждение ребёнка в его исключительности без реальных достижений формирует установку на данность и внешний локус контроля: «я особенный, мне всё должны, успех придёт сам».

Похвала за конкретные действия, усилия и целеустремлённость развивает установку на рост и внутренний локус контроля: «я способен учиться, преодолевать страхи, многое зависит от моих действий».

-4

Яркий пример: годовалый малыш учится собирать пирамидку. После каждого правильно надетого кольца взрослые восторженно восклицают: «Умница! Молодец!» — и хлопают в ладоши. К концу ребёнок уже сам себе аплодирует. Но когда пытается собрать пирамидку самостоятельно, похлопав себя пару раз, бросает недоделанную работу. Так формируется страх неудач.

В школьном возрасте ситуация усугубляется. Получив пятёрку и заслуженные восторги, ребёнок в следующий раз, получив тройку, сталкивается с негативной реакцией взрослых. Мотивация к учёбе стремительно падает.

Правильная реакция на успехи выглядит иначе: «Ты нашёл нужный элемент, старательно собирал пирамидку! Давай попробуем сделать это по-другому — у тебя обязательно получится!» или «Пятёрка заслужена — ты хорошо подготовился, выучил материал, приложил усилия! Продолжай в том же духе!» Такой подход помогает ребёнку осознать свою ответственность, ценить достижения и стремиться к улучшению результатов.

Полное отсутствие похвалы вредно, но ещё опаснее её избыток или акцент только на природных данных.

Влияние взрослых на формирование характера, убеждений и мировоззрения ребёнка невозможно переоценить — оно определяет его будущую судьбу.