Найти в Дзене
Записки актёра

Нож в спину от лучшего друга: самые горькие истории предательства в советском кино

Здравствуйте, дорогие читатели. Есть такое мнение, что актёрская профессия — это про дружбу, про творческий союз, про «один за всех, и все за одного». Но давайте по-честному. Театр и кино — это не кружок по вышиванию. Это змеиный клубок единомышленников, где зависть, амбиции и ревность порой сжигают многолетнюю дружбу дотла. Сегодня я хочу рассказать о самых громких и самых горьких конфликтах нашего кино. Не про сплетни. А про настоящие человеческие трагедии, когда борьба за роль, за внимание режиссёра или просто за место под солнцем превращала лучших друзей в заклятых врагов. Они были не просто друзьями. Они были как братья. Оба — герои войны, оба — красавцы, любимцы публики. Вместе прошли через огонь, воду и медные трубы. Делили одну гримёрку, одну бутылку, одни тайны. Юматов был звездой, Рыбников — его верным товарищем. А потом режиссёр Александр Зархи начал снимать фильм «Высота». И на главную роль монтажника-высотника Николая Пасечника пробовались оба. Юматов был уверен, что роль
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Есть такое мнение, что актёрская профессия — это про дружбу, про творческий союз, про «один за всех, и все за одного». Но давайте по-честному. Театр и кино — это не кружок по вышиванию. Это змеиный клубок единомышленников, где зависть, амбиции и ревность порой сжигают многолетнюю дружбу дотла.

Сегодня я хочу рассказать о самых громких и самых горьких конфликтах нашего кино. Не про сплетни. А про настоящие человеческие трагедии, когда борьба за роль, за внимание режиссёра или просто за место под солнцем превращала лучших друзей в заклятых врагов.

Георгий Юматов и Николай Рыбников: дружба, которую убила одна роль

Они были не просто друзьями. Они были как братья. Оба — герои войны, оба — красавцы, любимцы публики. Вместе прошли через огонь, воду и медные трубы. Делили одну гримёрку, одну бутылку, одни тайны. Юматов был звездой, Рыбников — его верным товарищем.

А потом режиссёр Александр Зархи начал снимать фильм «Высота».

Источник: 7days.ru
Источник: 7days.ru

И на главную роль монтажника-высотника Николая Пасечника пробовались оба. Юматов был уверен, что роль достанется ему. Он был более фактурный, более мужественный. Но Зархи неожиданно выбрал Рыбникова. Режиссёр посчитал, что в Рыбникове больше той самой, простой, народной органики.

Для Юматова это стало ударом. Он не мог понять, как его лучший друг мог «украсть» у него роль. Он считал это предательством. С этого момента их дружба дала трещину, а потом и вовсе развалилась. Они перестали разговаривать, избегали друг друга. И хотя оба остались великими артистами, та, юношеская, настоящая дружба умерла на съёмочной площадке «Высоты».

Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин: два Гамлета в одном театре

А это уже история из мира театра, где страсти кипят похлеще, чем в кино. Театр на Таганке. Легендарный режиссёр Юрий Любимов ставит «Гамлета». На главную роль — две главные звезды театра. Два друга. Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин.

-2

Оба — невероятно талантливые, амбициозные, жадные до работы. Любимов мучительно долго выбирал. И выбрал Высоцкого. А Золотухина назначил его дублёром.

Для Золотухина это стало трагедией всей жизни. Он сам потом писал в своих дневниках, как его сжигала изнутри эта ревность. Как он стоял за кулисами, смотрел на гениальную игру своего друга и думал: «Это я должен быть там!». Он восхищался Высоцким, но в то же время ненавидел его. Эта внутренняя борьба, эта зависть к таланту друга отравляла их отношения долгие годы. Они так и не смогли до конца простить друг другу этого «Гамлета».

Евгений Моргунов: третий лишний в великой троице

-3

Никулин, Вицин и Моргунов. Наша любимая троица. На экране они были неразлучны. А в жизни... всё было не так просто. Никулин был душой компании, всеобщим любимцем. Вицин — тихим, интеллигентным, немного странным. А Моргунов, игравший бывалого, часто чувствовал себя третьим лишним.

Он был человеком с очень тяжёлым характером. Острый на язык, он мог обидеть, сам того не заметив. Ему казалось, что его недооценивают, что вся слава достаётся Никулину. Он ревновал, злился. Эта внутренняя обида в итоге и привела к разрыву — сначала с коллегами, а потом и с Гайдаем, который после скандала на «Кавказской пленнице» просто вычеркнул его из своей жизни.

Олег Ефремов и Олег Табаков: раскол «Современника»

Источник: culture.ru
Источник: culture.ru

А это уже конфликт другого уровня. Не за роль, а за целый театр. Они были отцами-основателями «Современника». Ефремов — режиссёр, лидер. Табаков — его правая рука, любимый ученик.

А потом Ефремов ушёл «спасать» МХАТ. И позвал за собой лучших актёров. Для тех, кто остался в «Современнике» во главе с Табаковым, это было предательством. А для тех, кто ушёл, — верностью своему учителю.

Два великих театральных деятеля, два друга оказались по разные стороны баррикад. Позже, когда и сам МХАТ раскололся на две части, они возглавили эти враждующие половины. Их дружба, когда-то казавшаяся нерушимой, не выдержала испытания амбициями и разным видением будущего.

Вместо финала

Актёрская профессия — жестокая штука. Она вытаскивает на свет не только талант, но и все твои самые тёмные стороны. Зависть, ревность, обиду.

И когда я читаю эти истории, мне горько. Горько от того, что эти великие люди, которые дарили нам столько радости с экрана, в жизни не смогли справиться со своими собственными демонами.

Но, может быть, именно эта внутренняя боль, эта неудовлетворённость и делала их игру такой настоящей?

А вы помните такие истории, когда дружба актёров не выдерживала проверки славой? Напишите в комментариях.

Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: