Найти в Дзене
Записки актёра

«Вынесли на сцену спящим»: байка про Евстигнеева, которая объясняет, почему он — гений

Здравствуйте, дорогие читатели. Вы и без меня знаете, что есть просто хорошие актёры. Они выучат текст, найдут правильную интонацию, честно отработают свою роль. А есть — гении. Люди, у которых актёрская природа настолько сильна, что она работает даже тогда, когда они спят. И вот про одного такого гения, Евгения Евстигнеева, я хочу вам сегодня рассказать одну старую театральную байку. Дело было в стенах ВГИКа. Шёл какой-то студенческий конкурс, смотр этюдов. Все, как положено, нервничали, готовились, хотели показать себя. А молодой Женя Евстигнеев — спал. То ли после бурной ночи, то ли просто от вечной студенческой усталости, но он сидел в углу на стуле и спал так крепко, что, казалось, его и из пушки не разбудишь. И вот объявляют его выход. А он спит. Однокурсники, конечно, в панике. Его трясли, толкали, кричали в ухо... Бесполезно. Тело обмякло, голова свесилась на грудь. И тогда они решаются на безумие. Ребята подхватывают это безвольное, спящее тело под руки и буквально выносят на
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Вы и без меня знаете, что есть просто хорошие актёры. Они выучат текст, найдут правильную интонацию, честно отработают свою роль. А есть — гении. Люди, у которых актёрская природа настолько сильна, что она работает даже тогда, когда они спят. И вот про одного такого гения, Евгения Евстигнеева, я хочу вам сегодня рассказать одну старую театральную байку.

Вечно уставший студент

Дело было в стенах ВГИКа. Шёл какой-то студенческий конкурс, смотр этюдов. Все, как положено, нервничали, готовились, хотели показать себя. А молодой Женя Евстигнеев — спал. То ли после бурной ночи, то ли просто от вечной студенческой усталости, но он сидел в углу на стуле и спал так крепко, что, казалось, его и из пушки не разбудишь.

-2

И вот объявляют его выход. А он спит. Однокурсники, конечно, в панике. Его трясли, толкали, кричали в ухо... Бесполезно. Тело обмякло, голова свесилась на грудь.

И тогда они решаются на безумие.

Спектакль, которого не было в сценарии

Ребята подхватывают это безвольное, спящее тело под руки и буквально выносят на сцену. Ставят его посреди площадки, а сами разбегаются. Зал в недоумении. Комиссия хмурится. Пауза.

И вот тут-то и начинается магия.

Евстигнеев, не открывая глаз, вдруг начинает... играть. Он играет человека, который очень-очень долго терпел и наконец-то дорвался до туалета. Он судорожно ищет глазами дверь, дёргает несуществующую ручку, спотыкается, снова ищет... Его тело, которое только что было как мешок с картошкой, вдруг наполнилось такой энергией, такой правдой, что зал замер.

Он находит этот воображаемый туалет, срывает с себя несуществующую одежду, с диким воплем облегчения делает своё дело... и даже не закрывает за собой дверь!

Это было сыграно с такой органикой, с такой искренностью, с такой правдой момента, что зал не просто засмеялся. Зал лежал. Педагоги, студенты, члены комиссии — все плакали от смеха.

Громовой хохот. Крики «браво!». И, конечно, единогласная, безоговорочная победа.

А что же наш герой? Он, как ни в чём не бывало, отвесил поклон, дошёл до своего стула в углу и... снова уснул.

Немного о судьбе гения

Чтобы эта история зазвучала ещё объёмнее, хочу добавить пару слов о самом Евгении Александровиче. Потому что молодое поколение, может, и не всегда представляет масштаб его таланта. А для нас, людей постарше, он — это целая эпоха.

-3

Он ведь родился в простой семье в Нижнем Новгороде. Работал электриком, играл на барабанах в джаз-бэнде. А в театр попал почти случайно: его услышал директор театрального училища и сказал: «Парень, тебе надо учиться». Позже его заметили в Москве и сразу взяли на третий курс Школы-студии МХАТ. Так и начался его путь к Профессору Преображенскому, товарищу Дынину и пастору Шлагу.

-4

Он был человеком удивительного склада: в жизни мягкий, немногословный, а на сцене — ураган. И музыку любил не меньше театра. Играл на всех инструментах, коллекционировал пластинки. Помните, как в фильме «Мы из джаза» он «сыграл» мелодию? Это же чистая импровизация, чистый кайф.

Жизнь его, конечно, не баловала. Три брака, большие любови, потери, болезни... И всё это — на фоне бешеной работы. Были времена, когда он играл по 40 спектаклей в месяц! К концу 80-х сердце начало сдавать. Но характер оставался прежним. Он никогда не жаловался и не любил просить.

В 1992 году он полетел в Лондон на сложнейшую операцию на сердце. Но оно не выдержало. Ему было всего 66.

Евстигнеев как-то сказал: «Роль — это повод рассказать людям о том, что они давно знают, но не замечают». И, наверное, поэтому он до сих пор живой. В каждом кадре «Собачьего сердца», в каждой его улыбке.

Вот в этой студенческой байке, на мой взгляд, и есть вся суть актёрского гения. Это не про то, как «правильно» сыграть. Это про то, как «быть». Когда твоя природа настолько сильна, что она работает на подсознании, инстинктивно.

Такие истории лучше любых учебников по актёрскому мастерству. Они показывают, что настоящий талант — это не выученные приёмы. Это что-то, что дано свыше. Таких актёров, у которых органика была просто в крови, сегодня, кажется, уже и не делают.

А вы знали эту историю? Как думаете, можно ли такому научиться, или это чистый, стопроцентный дар от бога?

Напишите в комментариях, с удовольствием обсудим.
Удачи вам и здоровья!
С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: