Здравствуйте, дорогие читатели.
Знаете, мы привыкли думать, что слава — это высшая награда для артиста. Признание, любовь зрителей, цветы, аплодисменты... Но иногда, и в нашем кино это случалось до обидного часто, слава превращается в проклятие. В золотую клетку, из которой уже не выбраться.
Когда одна-единственная, гениально сыгранная роль прилипает к тебе намертво. И ты перестаёшь быть актёром. Ты становишься своим персонажем. И вся страна видит в тебе не живого человека, а ходячую цитату из любимого фильма.
Сегодня я хочу вспомнить о трёх великих артистах, которых погубила их же главная удача.
Александр Демьяненко: вечный студент Шурик, который ненавидел свою главную роль
Когда мы слышим фамилию Демьяненко, что мы представляем? Конечно же, Шурика. Интеллигентного, немного нелепого очкарика из комедий Гайдая. Этот образ сделал его звездой всесоюзного масштаба. И он же его и убил.
А ведь до «Операции „Ы“» Демьяненко был серьёзным, глубоким драматическим актёром. Он играл в театре, снимался в сложных, психологических фильмах. Но потом появился Гайдай. И всё.
Роль Шурика прилипла к нему, как банный лист. Куда бы он ни шёл, ему кричали в спину: «Шурик!». Ему предлагали роли, но это были лишь бледные копии того же самого образа. Режиссёры просто боялись брать его на серьёзные роли. Они боялись, что зритель, увидев на экране Демьяненко в роли, например, Гамлета, всё равно будет ждать, что он сейчас скажет: «Птичку жалко!».
Он пытался бороться. Перекрашивал волосы, отращивал усы, отказывался от комедийных ролей. Бесполезно. Страна хотела видеть Шурика. И не хотела видеть никакого другого Демьяненко.
В итоге он почти ушёл из большого кино. Его спасением стала озвучка. Именно его голосом говорят герои Жан-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Донатаса Баниониса. Он прятался за чужими лицами, чтобы хоть на время забыть о своём.
Он ушёл из жизни рано, в 62 года. Уставший, разочарованный, так и не сумевший сбежать из своей золотой клетки.
Алексей Смирнов: добрый тунеядец Федя, который на самом деле был героем войны
Этот огромный, неуклюжий добряк, тунеядец и пьяница Федя из «Операции „Ы“». «Кто не работает, тот ест!». Мы смеялись над ним, цитировали его. А ведь за этим образом скрывался человек совершенно другой, трагической судьбы.
Алексей Смирнов — герой войны. Разведчик. Кавалер двух орденов Славы, ордена Красной Звезды. Он прошёл всю войну, был тяжело контужен, из-за чего не мог иметь детей.
Он вернулся с фронта и пошёл в актёры. Мечтал о больших, драматических ролях. Но его внешность, его фактура оказались ловушкой. Режиссёры видели в нём только комика. И он играл. Десятками играл этих смешных, нелепых персонажей.
Единственным, кто разглядел в нём трагического актёра, был Леонид Быков. Он дал ему роль механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». И Смирнов сыграл её так, что у всей страны стоял ком в горле. Эта роль стала для него отдушиной. Единственной.
Он жил один, в коммуналке, со своей старенькой мамой. Много пил. И до последнего ждал, что ему дадут ещё хотя бы одну настоящую, серьёзную роль. Не дождался.
Он умер в больнице, в полном одиночестве. В тот день, когда его лучший друг, Леонид Быков, разбился в автокатастрофе. Ему просто не решились об этом сказать...
Павел Луспекаев: Верещагин, который шагнул в бессмертие
А вот это — самая пронзительная и самая страшная история. Павел Луспекаев, наш таможенник Верещагин из «Белого солнца пустыни».
К моменту съёмок он был уже тяжело больным человеком. Последствия фронтового обморожения — ему ампутировали обе стопы. Он ходил на протезах, превозмогая адскую боль. На съёмочной площадке для него всегда стоял стульчик. Он садился, отдыхал пару минут, а потом вставал и шёл в кадр.
Он отказался от дублёра. Все трюки — и на баркасе, и в драках — он выполнял сам. Режиссёр умолял его поберечь себя. Но он отвечал: «Если я не смогу это сделать, зачем я тогда вообще нужен?».
Его знаменитая фраза: «Я мзду не беру, мне за державу обидно!» — это ведь не про Верещагина. Это про него самого. Про человека несгибаемой воли и чести.
Фильм вышел на экраны и имел оглушительный успех. А через несколько месяцев Луспекаева не стало. Он умер от разрыва аорты. Ему было всего 42 года.
Роль Верещагина стала его последней песней. Его подвигом. И его путёвкой в бессмертие.
Почему так происходило?
И виноваты в этих трагедиях не только режиссёры, которые боялись рисковать. Виноваты и мы с вами, зрители. Нам так нравились эти образы — Шурика, Феди, Верещагина, — что мы не хотели видеть за ними живых людей. С их болью, с их мечтами, с их желанием быть другими.
Мы влюбились в маску. И не заметили, как она приросла к лицу.
Эти актёры подарили нам столько радости, столько света. А мы, в ответ, заплатили им забвением. Забвением их настоящего «я».
Давайте сегодня вспомним не Шурика, не Федю и не Верещагина. А Александра, Алексея и Павла. Великих, трагических, настоящих русских артистов, которые заплатили за нашу любовь слишком страшную цену.
А у вас есть такой актёр, которого вы любите вопреки его самой знаменитой роли? Напишите в комментариях.
Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: