Найти в Дзене
Записки актёра

Советские фильмы скрывали такое, что зрителям лучше не знать: правда за кадром

Здравствуйте, дорогие читатели. Когда мы пересматриваем старые советские фильмы, нам кажется, что это какая-то другая, светлая жизнь. Лёгкие комедии, мужественные герои, искренние чувства... Но за всей этой красивой картинкой часто стояли такие драмы, что любой современный сериал позавидует. Давайте сегодня заглянем за кулисы и посмотрим, какой ценой на самом деле создавалось то самое, великое советское кино. Марина Ладынина — звезда «Свинарки и пастуха», любимица всей страны. И вдруг, в середине 50-х, она просто исчезает с экранов. Последней её работой стал фильм «Испытание верности», который снимал её собственный муж — знаменитый режиссёр Иван Пырьев. И вот какая горькая ирония: фильм был о любви и преданности, а на съёмочной площадке их брак трещал по швам. Сразу после премьеры они развелись. И влиятельный Пырьев, говорят, сделал всё, чтобы его бывшей жене больше не давали ролей. И ей их не давали. Вот так, в один момент, карьера великой актрисы закончилась. Кажется, что роль Миледи
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Когда мы пересматриваем старые советские фильмы, нам кажется, что это какая-то другая, светлая жизнь. Лёгкие комедии, мужественные герои, искренние чувства... Но за всей этой красивой картинкой часто стояли такие драмы, что любой современный сериал позавидует.

Давайте сегодня заглянем за кулисы и посмотрим, какой ценой на самом деле создавалось то самое, великое советское кино.

«Испытание верности» (1954): как муж-режиссёр сломал карьеру жене-актрисе

Марина Ладынина — звезда «Свинарки и пастуха», любимица всей страны. И вдруг, в середине 50-х, она просто исчезает с экранов. Последней её работой стал фильм «Испытание верности», который снимал её собственный муж — знаменитый режиссёр Иван Пырьев.

И вот какая горькая ирония: фильм был о любви и преданности, а на съёмочной площадке их брак трещал по швам. Сразу после премьеры они развелись. И влиятельный Пырьев, говорят, сделал всё, чтобы его бывшей жене больше не давали ролей. И ей их не давали. Вот так, в один момент, карьера великой актрисы закончилась.

«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978): беременная Миледи и её тайная трагедия

-2

Кажется, что роль Миледи — это подарок судьбы для любой актрисы. Но Маргарите Тереховой она досталась очень непросто. Сначала на эту роль пригласили Елену Соловей, но та была беременна и отказалась. Взяли Терехову, и она... тоже оказалась в положении. Но ради этой роли она приняла сложное решение и всё-таки согласилась сниматься.

Конечно, ни о каких скачках верхом не могло быть и речи. Она садилась на лошадь только для крупных планов. Мы смотрим на эту коварную, сильную женщину на экране и даже не догадываемся, чего ей на самом деле стоила эта роль.

«Бриллиантовая рука» (1969): откуда взялось ругательство «мордюк»

-3

Многие помнят этот забавный, «иностранный» язык, на котором говорили контрабандисты. Так вот, его не было в сценарии. Это чистая импровизация, которая родилась прямо на съёмочной площадке. А знаменитое ругательство «мордюк» придумал сам Гайдай после того, как сильно поссорился с Нонной Мордюковой. Вот такой вот режиссёрский юмор.

«12 стульев» (1971): как больной Филиппов сыграл свою последнюю великую роль

-4

Сергей Филиппов, наш гениальный Киса Воробьянинов, к моменту съёмок уже много лет страдал от страшных головных болей. Перед началом работы ему стало так плохо, что режиссёр хотел его заменить. Но Филиппов вцепился в эту роль. «Я буду играть!» — сказал он. И сыграл.

Это тот самый случай, когда артист вытащил фильм на одном только характере. После «12 стульев» он почти не снимался, болезнь прогрессировала. Но своего Кису он нам оставил. Навсегда.

«Андрей Рублёв» (1966): корова, которую «сжёг» Тарковский

Источник: criterion.com
Источник: criterion.com

Фильм Тарковского — это мировая классика. Но в момент съёмок вокруг него кипели нешуточные страсти. Режиссёра обвинили в жестоком обращении с животными. Поползли слухи, что он якобы по-настоящему расправился с лошадью и коровой.

Сам Тарковский потом объяснял:
— Лошадь и так везли на скотобойню, она была обречена.
— Корову мы накрыли специальной огнеупорной тканью.
— Никто не пострадал, это всё слухи.

Но скандал был такой громкий, что многие режиссёры после этого боялись даже близко подходить к съёмкам с животными.

«Кавказская пленница» (1967): как Моргунов поссорился с Гайдаем на всю жизнь

Наша любимая троица — Никулин, Вицин и Моргунов. Но именно Евгений Моргунов стал причиной громкого скандала. На закрытый показ фильма он пришёл пьяным, да ещё и с какой-то шумной компанией. Начал отпускать едкие шуточки в адрес Гайдая, и тот счёл это личным оскорблением.

В итоге Гайдай вырезал из фильма все сцены с Моргуновым, какие только мог. И больше никогда с ним не работал. Их отношения так и не наладились.

«Белое солнце пустыни» (1970): роль, которая могла бы спасти Юматова

Мы все знаем и любим товарища Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова. Но мало кто знает, что изначально на эту роль утвердили другого великого артиста — Георгия Юматова. Но его сняли с роли из-за проблем с алкоголем.

Кузнецов стал идеальным Суховым. А вот судьба Юматова после этого покатилась под откос. Пьянство, проблемы со здоровьем, трагическая история с самообороной... Он ушёл из жизни в 1997 году, так и не оправившись от удара.

Почему эти истории важно помнить?

Не для того, чтобы бросить тень на наше великое кино. А для того, чтобы понимать: за каждым шедевром стоят живые люди. Со своими слабостями, страхами, обидами и трагедиями.

И, может быть, именно эта горькая, человеческая правда и делает наши старые фильмы такими настоящими. Такими любимыми. Такими бессмертными.

Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: