Не обязательно быть плохим фильмом, чтобы не оправдать чьих-то ожиданий! Здесь, скорее, вопрос к тому, кто эти ожидания имеет... В данном случае, лично ко мне.
Фильм первый
"Сид и Нэнси" (реж. Алекс Кокс, 1986)
Всё, что я знала об этом фильме до просмотра, сводилось к трем фактам: это биографический фильм, это фильм про бас-гитариста "Sex Pistols" по имени Сид в исполнении Гэри Олдмена, в фильме есть забавные сцены про отношения Сида и его подруги Нэнси, ибо ребята отрывались не по-детски. "Эээм, это же что-то про музыку и веселые вечеринки?.." – подумали мы с друзьями и уселись смотреть, рассчитывая нескучно провести вечерок.
Когда фильм закончился, в комнате повисла тишина. Не о чем было говорить. Да, стоило выяснить хотя бы жанр, а потом еще и подумать, а почему, собственно, фильм – драма. Смешно точно не было. Кто-то говорит, что фильм омерзительный, кто-то называет его мощным и глубоким. Но, если отбросить всю наркоту и отсветы социального дна, то фильм заставляет задуматься... всех о разном.
Как можно быть в темных закоулках социального и морального дна, но при этом – на вершине музыкального Олимпа? Как можно впасть в безбожное саморазрушение и при этом вписать своё имя в историю? Как нужно жить и сгореть, чтобы, умерев в 21, стать иконой и символом целого музыкального направления?
Это гениальность или случайность? Успешный проект или дух времени? Или это как в науке? Десятки теорий могут быть верными, правильными, работающими, но парадигму возглавит только та, которую по стечению обстоятельств (иногда весьма случайных) поддержат социально и финансово.
Возможно, лучше жить тихо, спокойно, не возглавляя никаких направлений и революций, но подольше и в сохранности... Это я, похоже, как премудрый пескарик рассуждаю.
Пожалела ли я о том, что посмотрела "Сид и Нэнси"? Нисколько. Гэри Олдмен тут хорош! И хотя фильм не окупился в прокате, к режиссеру было много претензий насчет правдоподобности и реалистичности, а панк-рок мне по-прежнему не интересен, как киноявление фильм вполне достоин просмотра. Фильм хороший. Просто это была история про мои ожидания, а не его обещания.
Фильм второй
"Белый Бим Черное ухо" (реж. Станислав Ростоцкий, 1977)
А это уже история про личную психотравму и тот самый момент, после которого я перестала доверять собственной матери.
Как сейчас помню: я уже тогда в школе училась. Сколько лет было, не скажу, может, около 9-10. Был выходной, погожий солнечный денек. Я слонялась по квартире с телепрограммой в руках и выискивала в ней, что бы посмотреть. Увидела, что через 10 минут должен начаться фильм с непонятным названием, а раз что-то непонятно, нужно уточнить у мамы – она же взрослая, "всё знает, всё видела, везде побывала".
Прекрасно помню ее ответ: "Да, посмотри, хороший фильм!". Ну, я и посмотрела...
А, надо сказать, что я уже тогда была шибко жалостливая до всяких собачонок и котеек. И мама ведь знала об этом... Я так и не поняла, зачем она порекомендовала мне этот фильм. Чем думала? Она вообще имела представление о детской психике? Педагог всё ж... Впечатления от фильма были настолько сильными, что я до сих пор верю (как будто картинка перед глазами стоит), что пес погиб на железнодорожных путях, раздавленный поездом. Знаю, знаю, что не так дело было (потом, уже во взрослом возрасте, ознакомилась с подробным сюжетом), но "картинка", дорисованная воображением, не стирается.
Жалею, что посмотрела? Несомненно.
Если говорить о кино, это, пожалуй, было мое самое большое разочарование в жизни. Однако с тех пор у меня появилась привычка при малейших подозрениях на "шок-контент" интересоваться анонсами и рецензиями на фильм. Как видно из этой статьи, не всегда помогает. И всё потому, что подозрения не возникли... Это как с психологическим "эффектом цилиндра", про который я обязательно напишу отдельно.
Фильм третий
"Кошачьи миры Луиса Уэйна" (реж. Уилл Шарп, 2021)
На чем попалась? Снова на драме, биографии и животных. Иногда убеждаюсь в том, что ничему меня жизнь не учит...
Но как тут было заподозрить подвох? О чем можно подумать, когда видишь в трейлере много-много котиков, название "Кошачьи миры" и импозантного Бенедикта Камбербэтча? Я рассчитывала посмотреть фильм о котиках, с котиками и во имя котиков! И это должно было быть что-то милое, трогательное и пушистое, всё! Никаких других ожиданий у меня не было. И я точно не рассчитывала ознакомиться со столь трагичной судьбой художника...
Фильм качественный, красивый, эстетичный. В нем много психологии и философии. Он о красоте жизни и о любви к ближнему.
Жалею ли я о том, что посмотрела его? Ни в коем случае. Я рада, что просмотр этой картины пополнил мой зрительский опыт. Буду ли пересматривать? Нет, увольте.
– Вы уловили нечто в кошках, возможно, потому, что вы сами отщепенец.
Ну, ради этой фразы точно стоило посмотреть. Сейчас трудно представить мир без тотального засилья котиков, а во времена Луиса Уэйна этих пушистиков не принято было держать даже в качестве домашних питомцев...
Как знать, возможно, без этого художника современный мир вообще не стал бы таким, каким мы его знаем...
А какие фильмы не оправдали ваших зрительских ожиданий?