Найти в Дзене

«Отчего люди не летают»!

22 ноября 2025 г. я присутствовала на актерской читке пьесы «Гроза» в КАРДТ им. М. Горького. После мероприятия должно было быть обсуждение , но на него не хватило времени. Однако разные противоречивые отзывы побудили во мне желание написать старое доброе сочинение на тему. Итак. Кто же виноват и что делать? «Гроза» - пьеса, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 г. Драма. Актуальность произведения и в ХХI веке неоспорима. Казалось бы, жизнь другая, «Екатерины» имеют выбор, но только вот и при наличии выбора, они все же существуют и сегодня. Наверное, потому что номинальная возможность что-то изменить не всегда отвечает эмоциональным и моральным особенностям отдельно взятого человека в отдельно сложившихся обстоятельствах. А еще немаловажную роль играет материальный вопрос. В наши дни. Что тогда говорить о 1859? Анализируя события пьесы, часто можно услышать разбор поступков, которые являются лишь следствием. Нужно же обратиться к причине. Почему Екатерина - очень че

22 ноября 2025 г. я присутствовала на актерской читке пьесы «Гроза» в КАРДТ им. М. Горького.

После мероприятия должно было быть обсуждение , но на него не хватило времени. Однако разные противоречивые отзывы побудили во мне желание написать старое доброе сочинение на тему.

Итак. Кто же виноват и что делать?

Фото из сообщества театра в ВК
Фото из сообщества театра в ВК

«Гроза» - пьеса, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 г.

Драма. Актуальность произведения и в ХХI веке неоспорима. Казалось бы, жизнь другая, «Екатерины» имеют выбор, но только вот и при наличии выбора, они все же существуют и сегодня. Наверное, потому что номинальная возможность что-то изменить не всегда отвечает эмоциональным и моральным особенностям отдельно взятого человека в отдельно сложившихся обстоятельствах. А еще немаловажную роль играет материальный вопрос. В наши дни. Что тогда говорить о 1859?

Анализируя события пьесы, часто можно услышать разбор поступков, которые являются лишь следствием. Нужно же обратиться к причине.

Почему Екатерина - очень честная и набожная девушка - допустила грешную мысль? Она сама в начале пьесы говорит, что ей душно дома. До замужества она жила в любви и понимании, никто не довлел на ее волю и не принижал ее достоинства. В доме же мужа они все ходят под тиранией Кабанихи - свекрови, которая маскирует свое самодурство под заботу. Старшим, дескать, виднее. 

К слову, Кабаниха и Дикой у Островского являются яркими представителями старой России, не способными адаптироваться к переменам, развиваться, доверяться новому. 

Держать всех в страхе, подчинять, унижать - это обыденность для обитателей «темного царства». Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного. Даже оправдывает многие свои действия благими намерениями. 

Добрый Тихон, выбранный Катериной в мужья, оказывается слюнтяем, не способным отгородить свою семью от бранных покушений маменьки. Он прогибается под ее гнетом, забываясь в редких и метких куражах, совсем не думая о том, в каком тяжелом положении остается его супруга наедине со свекровью и ее нападками.

Единственной, кто смог выслушать Катерину, стала Варвара - золовка, обладающая легким нравом, не отягощенная муками совести, ведущая разгульный образ жизни, нелицеприятный для девушки. Особенно в то время. Темпераменты у них разные. Для Варвары ничего не стоит обмануть, схитрить.   Но это тоже лишь следствие. Так ей пришлось обходить патриархальные и деспотичные устои в доме Кабанихи. Это бунт, подростковый протест, который сформировал у девицы определенную модель поведения и отношение к происходящему. Зная, что сама далека от идеала, Варвара не спешит осуждать и воспитывать невестку, а подбадривает ее, старается убедить в пустячности проступка. Для Катерины же все серьезно. Врать она не может.  Но и не врать не смогла. 

Почему? Потому что во всей этой «духоте» повстречала Бориса. Он образован. Ему дики нравы общества в городе Калинове, он видит в Екатерине только прекрасное. Отношение, приближенное к тому, которое она знала в отчем доме. Борис является яркой противоположностью Тихона, который не защищает Катерину от нападок свекрови, его матери. Супруг первый же ее и предал. Ведь Тихон сам утверждает, что маменька изводит его жену придирками, видит несправедливое отношение к ней, но при этом остается сторонним наблюдателем. Жалеет жену, но не ограждает. А это разве не предательство? Сложно продолжать уважать человека, который молча наблюдает за твоими страданиями, хотя мог их пресечь на корню. Когда твое положение зависит только от него, а он бездействует. 

Чтобы ответить на вполне современные вопросы, почему Катерина не ушла от Тихона или хотя бы не сбежала с Брисом, надо знать исторические факты о браках и положении жены (женщины) в XlX веке. Напомню. 1859 г. Еще не отменено крепостное право. Хотя настроение социума уже и меняется, все идет к переменам, но такие люди, как Кабаниха и Дикой, из последних сил держатся за привычные и удобные им понятия.

Во времена Катерины из «Грозы» женщина выходила замуж один раз и на всю жизнь (пока смерть не разлучит) и становилась полной собственностью (!) мужа. Ни прав, ни документов у нее не было. В паспорте мужа она числилась его женой. Сбежать она, возможно, и могла бы, но как ей тогда жить? Борис никак не мог бы покровительствовать ей, поскольку в его паспорте она женой не числилась. УСЛОВНО. Да и не смогла бы такая натура, как Катя, ТАК жить. А то, что  все-таки произошло - это шаг отчаяния. Ведь она просила Тихона услышать ее, понять, оградить, но он позаботился только о собственной жажде свободы. У нее такой возможности вырваться из душного дома не было. Следствием этого стало отчаянье - вскруживший голову роман, подаривший ей ощущение легкости, а далее - прыжок в Волгу как возможность освободиться от земных тягот, с которыми нужно было жить дальше. 

Вот и логичный финал. Если ломать волю человека, то однажды она сломается. Екатерина. Или же отрекошетит. Варвара. Она сбежала с Кудряшом. Оба свободны. Обвенчались и дело с концом. 

У Островского явный конфликт поколений, противостояние нового и старого. 

Жить надо своим домом. Вмешательства в устройство новой семьи пресекать. Советы не воспринимать как руководство к действию.

Почему Катерина и Тихон не жили своим домом? Опять же нужно обратиться к реалиям того времени. Сын после отца остается главой семьи, наследует поместье. Но в данном случае это лишь номинально. Фактически в пьесе демонстрируется абсолютная финансовая власть Марфы Игнатьевны над домашними, а любые намеки на самостоятельность пресекаются жалкими упреками и манипуляциями. Марфа Игнатьевна не несчастная женщина, у которой все сидят на шее. Нет. Это самодовольная натура, которая понимает, что только полный контроль над домашним дает ей неоспоримое право помыкать ими, указывать, что делать, руководить ими в собственных интересах. Она упивается этой властью, возвышается над другими посредством их унижения и ни за что на свете не хочет потерять эти рычаги давления.

Одно дело, что к ней должно быть уважительное отношение со стороны молодых, другое, что она требует целовать ей ноги (в прямом смысле), выть напоказ, колотить жену «для профилактики» и т.п.  

Пьеса актуальна не только в плане межличностных отношений и семейной темы. В ней и политико-социальные характеристики злободневны. Классика, одним словом. Но это уже предмет для следующих размышлений. 

Все, что нужно помнить, так это то, что проще всего осудить проступок и обвинить оступившегося, чем взять на себя ответственность за то, что причиной этого проступка стали все вокруг: деспотичные родственники, безразличные знакомые, легкодумные друзья, обозленные соседи и так далее. Окружение своим отношением к человеку формирует и его отношение ко всем и всему, становится причиной того или иного поведения. На нас на всех ежесекундно лежит такая большая ответственность. Не нужно об этом забывать.

Такие у меня размышления.

22.11.2025

Фото с мероприятия 22.11.2025
Фото с мероприятия 22.11.2025