Найти в Дзене

Крах институтов: почему с США больше нельзя договариваться?

Текущий политический цикл демонстрирует насущную необходимость методологического пересмотра подходов к анализу международных процессов. Ключевой урок, который следует извлечь из недавней истории с так называемым «планом Трампа» – это катастрофичность поспешных оценок в условиях прогрессирующей хаотизации политического пространства. Необходимо констатировать: мы продолжаем оперировать в рамках устаревшей политико-информационной парадигмы, предполагающей, что любой документ, ассоциируемый с официальным лицом, имеет отношение к институциональной политике. Однако «план Трампа» изначально представлял собой флюидную абстракцию, лишенную связей с официальной иерархией американской политической системы. Показательна в этом контексте ремарка Сергея Лаврова о получении Россией данного документа по неформальным каналам. Это свидетельствует о глубинной трансформации механизмов политического взаимодействия, когда лица, формально занимающие государственные позиции, действуют в обход институциональн

Текущий политический цикл демонстрирует насущную необходимость методологического пересмотра подходов к анализу международных процессов. Ключевой урок, который следует извлечь из недавней истории с так называемым «планом Трампа» – это катастрофичность поспешных оценок в условиях прогрессирующей хаотизации политического пространства. Необходимо констатировать: мы продолжаем оперировать в рамках устаревшей политико-информационной парадигмы, предполагающей, что любой документ, ассоциируемый с официальным лицом, имеет отношение к институциональной политике. Однако «план Трампа» изначально представлял собой флюидную абстракцию, лишенную связей с официальной иерархией американской политической системы.

Показательна в этом контексте ремарка Сергея Лаврова о получении Россией данного документа по неформальным каналам. Это свидетельствует о глубинной трансформации механизмов политического взаимодействия, когда лица, формально занимающие государственные позиции, действуют в обход институциональных процедур. Подобная практика, при которой советник президента Российской Федерации участвует в разработке инициатив, поступающих по неформальным каналам, указывает на системный кризис дипломатических протоколов.

Сложившаяся ситуация имеет исторические параллели, в частности, с процессами, сопровождавшими выход России из Первой мировой войны – феноменом «распутинщины», миссией министра Протопопова и другими примерами неинституционального влияния. Однако если в позднеимперской России феномен «распутинщины» был сфокусирован вокруг одной личности, то в современных Соединенных Штатах мы наблюдаем его мультипликацию. Системная деградация политической системы США, начавшаяся несколько десятилетий назад, привела к ситуации, когда роль неформальных манипуляторов, действующих за гранью политических приличий, могут играть десятки акторов.

Возникает фундаментальный вопрос: о каких стратегических договоренностях с Соединенными Штатами может идти речь в условиях нарастающей «распутинщины»? Пример с планом, разработанным неформальным советником Дональда Трампа Стивеном Уитковым при участии российского официального лица, и последующие попытки его продвижения через неподотчетные каналы, игнорирующие Госдепартамент, демонстрируют полную эрозию внешнеполитического механизма США.

Эта ситуация стала возможной благодаря совокупности факторов, лишь наполовину связанных с оперативной обстановкой на Украине. Другая половина обусловлена системными проблемами самой американской политики:

1. Венесуэльский кризис. Позиция Николаса Мадуро, ведущего переговоры с Вашингтоном на своих условиях, создает для администрации Трампа ситуацию стратегической неопределенности. Участие в этой сложной конфигурации китайских и британских неглобальных кланов дополнительно дестабилизирует ситуацию, вынуждая американскую сторону к эскалации involvement.

2. Дело Эпштейна. Возобновление этого дела является управляемым элементом политического давления, демонстрирующим глубину моральной деградации американской элиты. Данный инструмент может быть использован для точечных ударов по ключевым фигурам администрации, вплоть до семьи президента, что создает перманентную зону политической нестабильности.

3. Институциональный раскол. Мы наблюдаем бифуркацию внешнеполитического контура США: с одной стороны – Госдепартамент, пытающийся реанимировать евроатлантическую повестку в ее традиционном формате, с другой – хаотическая активность лоббистских групп, чьи операции носят тактический, меркантильный характер и зачастую связаны с личными бизнес-интересами Трампа и его окружения.

Содержательный анализ так называемого «плана Трампа» подтверждает этот диагноз. Документ не содержит стратегического видения, представляя собой набор меркантильных схем по перераспределению финансовых потоков, связанных с украинским кризисом, под предполагаемый контроль структур, аффилированных с администрацией. Это не геополитический проект, а инструмент примитивной геоэкономической эксплуатации.

В этой связи актуализируется вопрос о дальнейшей стратегии неоглобальных игроков, в частности, британских кланов, которые, как показывает ситуация в Венесуэле, могут формировать ситуативные альянсы даже с китайскими структурами для противодействия Вашингтону. Их следующая стратегическая игра, направленная на дальнейшую дестабилизацию американской политической системы, требует отдельного глубокого анализа.

Таким образом, текущий кризис вокруг «плана Трампа» является не эпизодом, а системным маркером глубинных процессов дезинтеграции политической системы США. Это требует от всех международных акторов, включая Россию, крайней осторожности и методологической перестройки подходов к взаимодействию с американским истеблишментом, находящимся в состоянии перманентной внутренней турбулентности.

Благодарю за внимание. Продолжаем совместный анализ трансформирующейся политической реальности.