Как хотелось написать о чем-то хорошем: об удачном старте "ракеты мечты", о благополучном прилете двух наших космонавтов и американского астронавта на МКС, о поддерживаемой на станции обстановке дружбы и сотрудничества...
Я в эти дни была не дома и без компьютера. Но следила за событиями. И законное чувство гордости за успехи бывшей (увы) великой космической державы сменилось совсем другими чувствами и мыслями.
Падение кабины обслуживания
Поскольку Роскосмос транслировал старт Союза МС-28, то скрыть роковой инцидент не получилось. Народы всего мира уже знают и видели своими глазами, что при старте газовой струёй ракетного двигателя первой ступени была вырвана часть стартового комплекса № 6 космического ракетного комплекса № 31 - а точнее, одна из кабин обслуживания. Ее плохо закрепили. И она рухнула вниз.
Как это может сказаться на возвращении нынешнего экипажа? Никак. Поскольку посадка спускаемой капсулы осуществляется совсем не там, откуда производился старт, то можно (и нужно!) надеяться, что они штатно приземлятся где-нибудь в чистом поле. Да, жестковато будет, но нашим не привыкать.
Проблема в другом.
Последствия катастрофы
Катастрофа сделала невозможными дальнейшие старты пилотируемых кораблей с этой площадки. А она у нас осталась ЕДИНСТВЕННОЙ.
Гагаринский старт № 1 из-за отсутствия финансирования (ну, у страны же другие приоритеты) и отказа друзей-арабов вложить туда свои нефтяные капиталы (в 2022 году даже у богатых арабов сменились настроения) был передан Казахстану под музей. Даже если выпросить его назад, там все равно пришлось бы проводить очень дорогостоящие модернизационные работы. И не факт, что Казахстан согласится отдать Гагаринский старт (впрочем, никто пока его и не требует).
Космодромы Восточный и Плесецк для пилотируемых запусков не годятся. Оттуда производятся только технические и грузовые запуски. И изменить это в настоящей ситуации нереально. Нужна особая инфраструктура, создавать которую с нуля, опять же, долго и дорого. Но важны и другие факторы:
1. Широты расположения этих космодромов. Оттуда очень трудно, если вообще реально, достичь орбиты, на которой летает МКС. Чем ближе к экватору, тем проще. А эти космодромы намного севернее. То есть, помимо сооружения наземных служб, потребуется перестройка и переналадка абсолютно всех программ на борту, на МКС и в ЦУПе, новые расчеты баллистиков и вообще огромная тонкая работа (а наши сейчас на такое способны, если честно?)...
2. В случае аварии на старте и "отстреливания" спасательной капсулы она упадет черт те где. Окрестности Байконура - просто курорт по сравнению с окрестностями Плесецка или Восточного. Там, близ Байконура, широкая степь с хорошим обзором, песочек, верблюды ходят...
А близ Плесецка - глухая тайга с медведями. С Восточного же капсула может упасть в Тихий океан, который на самом деле не такой уж тихий. Кто и как эту капсулу там будет вылавливать? У американцев посадка на воду давно отработана, и то они переносят свои запуски по погодным условиям (должна быть хорошая видимость и отсутствие шторма).
В общем, ситуация сложилась аховая.
Пилотируемые запуски российских космических кораблей с Байконура надолго становятся невозможными. Все намеченные и запланированные пуски будут сорваны или отложены на неопределенный срок.
Роскосмос вынужден делать красивое лицо при скверной игре. Дескать, дело житейское, починим и снова будем летать. Ну-ну. Если бы на развитие космонавтики тратилось столько же, сколько на разные малополезные цели (нет-нет, я не про то, что вы подумали, а про... допустим... бесконечный бордюринг и улучшайзинг в Москве, или про тотальную унификацию школьных учебников) - тогда можно было бы надеяться, что площадку быстро починят, и наши ракеты вновь устремятся к МКС.
Уйти с МКС?
Некоторые комментаторы этих печальных событий поговаривают о том, что, может быть, а ну ее совсем, старушку МКС. Хлопнуть дверью люка и уйти, законсервировав российский отсек. Все равно, дескать, станция ветхая, судьба ее фактически решена, она дорабатывает последние годы. Алчный Маск уже наточил все свои 32 зуба и жаждет поскорее затопить этот хлам в самом пустынном регионе Тихого океана.
А у нас уже есть замена - прекрасная новая, всецело наша, станция РОС!
Ну да. Покажите, пожалуйста. Где она? Когда запуск? И, кстати, откуда будем запускать? И на какую орбиту?... Последний вопрос очень немаловажен. И споры по этому поводу идут до сих пор.
Роскосмос много чего красивого и заманчивого обещал. Про "яблони на Марсе" промолчим, а вот лунную станцию сулили всерьез. И - ???...
Да не нужна нам вообще пилотируемая космонавтика! - заявляют некоторые горячие головы. Нечего живым теплокровным людям делать в космосе! Надо запускать приборы с ИИ! Или человекоподобных роботов (с роботами у нас, правда, тоже не так чтобы очень здорово).
"Ага!" - потирают руки китайцы. - "Космос - наш!"...
"С чего это - ваш?" - обиженно возражают остальные. И без устали тестируют многоразовые ракеты (пока без людей, но тренд понятен), постоянно катают туристов на линию Кармана, регулярно обновляют свои экипажи на МКС, продвигают (не без трудностей) международный лунный проект "Артемида", а Маск всерьез намерен послать на Марс хотя бы грузовик.
Китайцы тем временем вновь удивили мир.
Пристыкованный к их станции "Тяньгун" спускаемый аппарат получил повреждения от пролетавшего мелкого мусора, и возвращение тайконавтов на Землю в той капсуле стало невозможным. Начались домыслы о том, что теперь вот китайские тайконавты зависли на орбите, и помочь им никто не сможет - "Тяньгун", в отличие от МКС, не предназначена для приема кораблей из других стран.
Ха! Уже 22 ноября Китай успешно запустил к станции беспилотный космический корабль «Шэньчжоу-22», предназначенный для возвращения тайконавтов. Хотя приземление намечено на весну 2026 года, оставлять людей без какого-либо средства экстренного спасения сочли неприемлемым. Без спускаемого аппарата тайконавты провели на станции не более двух недель. Операцию провернули почти молниеносно (особенно, если сравнивать с почти годовым сроком, на который застряли на МКС доблестные Сунита Уильямс и Бутч Уилмор).
А вот, случись что сейчас у наших космонавтов, придется идти на поклон к заграничным партнерам. Потому что из наших краев никакого запасного корабля запустить уже физически невозможно.
Обидно, да?
Отец Звездоний и его духовные чада
На этом тревожном фоне особенно красочно смотрятся магические практики, процветающие и в Звездном городке, и на Байконуре, и на МКС.
Оказалось, что не только "ракета мечты", но и стартовый стол вкупе с той самой злосчастной платформой были старательно освящены накануне старта
Съемки велись вполне официально, и мероприятием, очевидно, гордились - это не какая-то информация от ушлых папарацци, заснявших то, чего видеть им не полагалось.
Конечно, у людей бывают разные причуды. Космос космосом, а суеверий и охранительных обрядов никто не отменял. Это в человеческой натуре. Постучать по дереву, сказать "тьфу-тьфу", и так далее.
Общалась я как-то с одним милым интеллигентным священником из Нижегородской области. Он всячески осуждал народные суеверия. А потом вдруг сообщил, что едет... освящать машины. Друг-коммерсант попросил. Дескать, плохо продаются. На недоуменный вопрос - а это не про суеверие? - батюшка извернулся с ответом: нет, это - другое. Увы, не убедил. Машины плохо продавались потому, что у людей после известных событий не стало денег на покупку новых. Вот и весь "бином Ньютона". Но устранить первопричину батюшка не мог. А мог лишь побрызгать на технику водичкой и прочитать пару молитв.
Тот священник не извлек из своей поездки никаких особых выгод. И пресса его деяния не освещала.
А вот "отец Звездоний" с Байконура - иное дело. Даже если ему не заплатили гонорар, мероприятие было отнюдь не бесплатным. Организовали транспорт, подвоз журналистов с камерами, после символических жестов наверняка устроили застолье, "чем бог послал".
В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом 1-го сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок.
Ильф и Петров, "Двенадцать стульев" - о приеме пожарного испектора в приюте для престарелых
Епископ - фигура крупная во всех смыслах этого слова. При нем тоже ведь была свита. И всех, конечно же, принимали и угощали отнюдь не компотом из сухофруктов и форшмаком из селедки.
В общем, вместо того, чтобы лишний раз проверить, надежно ли закреплена пресловутая платформа, на космодроме принимали дорогих гостей, суетились и позировали перед камерами.
Давно известно, что как минимум двое из отряда действующих космонавтов - не просто глубоко верующие люди, но и активные члены церкви.
Поэтому на МКС в российском секторе каждую субботу проводятся молебны. Вполне официально.
Космонавт-пономарь Сергей Рыжиков 21 ноября поздравил прихожан Звездного городка с освящением дополнительного придела в честь Архистратига Михаила и прочих небесных сил беспилотных.
Ну, а другой космонавт-пономарь, Сергей Кудь-Сверчков, по прибытии на МКС поздравил жителей Звездного городка с 15-летием их любимого храма. Про крушение платформы - естественно, ни словечка.
Для поддержки морального духа людей, работающих в экстремальных условиях космоса, наверное, хороши почти любые средства. Кто-то музицирует, кто-то фотографирует Землю, кто-то молится.
Но вообще-то такой крен в демонстративную религиозность явно не безобиден. Я не слышала, чтобы в других сегментах МКС проводились католические мессы, протестантские богослужения или что-то еще в том же духе. Кстати, как там у мусульман с намазом? А у иудеев с субботой?..
Всё-таки нужно расставлять приоритеты. И делать это еще на земле.
При нынешних приоритетах остается лишь вздыхать о судьбе российской космонавтики.
--