Найти в Дзене

Об ошибке невозвратных затрат, иначе говоря, эффекте "Конкорда"

Понятие ошибки невозвратных затрат используется в психологии для обозначения такой модели поведения, когда человек, вложившись во что-то, потом не может отказаться от этого, даже когда обнаруживается, что это ему не нужно и даже чем-то вредно. Этот феномен называют еще эффектом "Конкорда", ибо он ярко проявил себя в отношении этого сверхзвукового самолета. В 60-е годы прошлого века Франция и Великобритания вложились в амбициозный проект — воздушный лайнер, который летал бы на скорости, превышающем скорость звука, что позволило бы пересекать океан из Европы в Америку за какие-нибудь 4-5 часов вместо 10-12. В СССР тоже начали строить свой такой самолет — Ту-144, чтобы показать, что советское самолетостроение не лыком шито и находится на мировом уровне. "Конкорд". Фото из открытого источника в Яндексе Оба проекта съели кучу денег, и в конце концов, самолеты были созданы. Уже на стадии проектирования стало ясно, что результат вряд ли окупит усилия, или окупит очень не скоро. Но была запущ

Понятие ошибки невозвратных затрат используется в психологии для обозначения такой модели поведения, когда человек, вложившись во что-то, потом не может отказаться от этого, даже когда обнаруживается, что это ему не нужно и даже чем-то вредно. Этот феномен называют еще эффектом "Конкорда", ибо он ярко проявил себя в отношении этого сверхзвукового самолета.

В 60-е годы прошлого века Франция и Великобритания вложились в амбициозный проект — воздушный лайнер, который летал бы на скорости, превышающем скорость звука, что позволило бы пересекать океан из Европы в Америку за какие-нибудь 4-5 часов вместо 10-12. В СССР тоже начали строить свой такой самолет — Ту-144, чтобы показать, что советское самолетостроение не лыком шито и находится на мировом уровне.

"Конкорд". Фото из открытого источника в Яндексе
"Конкорд". Фото из открытого источника в Яндексе

Оба проекта съели кучу денег, и в конце концов, самолеты были созданы. Уже на стадии проектирования стало ясно, что результат вряд ли окупит усилия, или окупит очень не скоро. Но была запущена такая бешеная реклама, что остановиться было немыслимо. Тем более, что в это дело были вложены огромные деньги. И вот под новый 1969 год в СССР выкатили красавца Ту-144. Утерли нос капиталистам! "Конкорд" же совершил свой первый полет только через два месяца. Испытательные полеты обоих лайнеров показали наличие многих проблем, но эксплуатацию самолетов решили все же начать.

Ту-144 начал летать с грузом в 1975 году, с пассажирами — в 1977 по маршруту Москва — Алма-Ата. Но уже через год рейсы были прекращены.

Ту-144. Фото из открытого источника в Яндексе
Ту-144. Фото из открытого источника в Яндексе

Стало очевидно, что эксплуатация сверхзвукового лайнера нерентабельна. К тому же полеты были не безопасны, в 1978 году Ту-144Д упал с неба в испытательном полете. Эта катастрофа стала формальной причиной отказа от дальнейшего использования лайнера. Проект был закрыт, на потраченные деньги и усилия махнули рукой. И надо сказать, что это — пример здорового подхода к подобным ситуациям. В данном случае не развился эффект ошибки невозвратных затрат.

Иное дело — "Конкорд". В отношении его данный эффект расцвел в полной мере, что и позволило дать ему имя Конкорда. Решительно всем было ясно, что вложения в сверхзвуковой лайнер не оправдались. Но его продолжали эксплуатировать по принципу "зря, что ли, деньги плочены, время трачено?". В 2000 году при вылете из Парижа в Нью-Йорк самолет потерпел катастрофу. Погибло 113 человек. Полеты были приостановлены, но окончательно отказались от "Конкорда" только в 2003 году. Вот такой бывает цена ошибки невозвратных затрат...

Приглашаю вас в мои блоги "Личное мнение о людях и событиях", "Просто поэзия жизни". А тут канал моего мужа "Поклонник красоты Александр имхо".

Мой канал в Рутубе "Культурно и интеллигентно".