Бог смерти Яма
🛕
Бог Яма встречается в Камбодже на многих барельефах – особенно на тех, которые обращены на юг, так как именно это божество отвечает за южный сектор неба.
Один из самых известных барельефов Ангкор Вата изображает суд бога Ямы.
Я уже упоминал этот барельеф в статье, которая называется «Тартария в Камбодже», посвящённой необычному толкованию сюжета британским фотографом и исследователем 19 века Джоном Томпсоном, который увидел на нём всадников Тартарии, покоряющих и обращающих в рабство аборигенов.
🐎
Не буду оспаривать идею Томпсона о тартарских всадниках, так как нам действительно практически ничего не известно ни о раннем историческом периоде в Камбодже, ни о более поздних, ангкорских временах.
Однако, иконография бога Ямы вполне однозначна. И если о всадниках на барельефе можно спорить бесконечно, то центральный персонаж сомнений не вызывает – это бог Яма собственной персоной.
Его вахана (ездовое животное) – вол; у Ямы тысячи рук, с помощью которых он указывает путь умершим душам – кому-то в рай, а кто-то обречён на адские муки.
В ведийских гимнах Яму называют «первым умершим»: он открыл дорогу, по которой неизбежно пройдут все живые существа, он стал их проводником на этом пути.
Интересно также его происхождение, так как здесь тоже всё не случайно.
Яма – сын солнечного бога Сурьи (кстати, солнце в современном кхмерском языке звучит как «сорья»), что связывает его с циклическими ритмами времени.
Его брат Шани (Сатурн) отвечает за кармические последствия в течение жизни.
Сестра Ямуна (одна из рек в Северной Индии) выступает границей между мирами.
Ну а ещё одна сестра, Тапати, стала прародительницей рода воинов-кшатриев – Кауравов, действующих лиц эпоса «Махабхарата».
Ключевая функция бога Ямы – судить душу после смерти. По результатам суда человек получает последствия собственных действий, мыслей, мотивов.
Если жизнь была осмысленной, благородной, то путь ведёт к светлым мирам. Если нет, то душа проходит через трудные, но очищающие испытания.
На барельефе в Ангкор Вате мы видим просто ужасные пытки, которым подвергаются те, кто не прошёл "фейс-контроль"в рай.
Судя по всему, барельеф нёс воспитательные функции, демонстрируя нерадивым подданным, какие муки ждут их после смерти.
Если внимательно разглядывать барельеф, то мы видим, что в рай прямиком попадают богатые люди – некоторых вносят в небесные дворцы прямо в паланкинах. Зато бедным суждено испытать на себе очищающие муки ада.
И с точки зрения индуизма всё так и должно быть: ведь богатые стали таковыми не просто так, а в результате правильной духовной жизни в предыдущих воплощениях и достойного поведения в воплощении текущем.
На большинстве каменных перемычек, являющихся частью дверного проёма, мы видим искуснейшие барельефы, центром композиций которых, как правило, является страшное чудовище Кала - символ убегающего и всепоглощающего времени.
Кала в мифологии тоже ассоциируется с Ямой.
💀
Что же хотели сказать нам создатели этих барельефов? Хотели ли они просто напомнить живущим о быстротечности времени или предупреждали входящего в «храм» о том, что там небезопасно? Учитывая мощь построек, а также избыточную толщину стен, их составляющих, мы давно уже склонны относить их к технологическим строениям прошлой цивилизации.
И что, если изображения Калы (Ямы) в то время играли ту же роль, что и современные таблички «Не влезай - убьёт»?
🤷♀️
Если подвести итог, то ужасающий тысячерукий бог Яма – это не образ, порождающий страх, а напоминание о том, что человек неизбежно встречается с последствиями собственных поступков.
🔹Подписка на БУСТИ - лучший способ поддержать наш проект!
🔹Услуги гида в Камбодже и других странах ЮВА:
➡️ e-mail: drugarkadii@yandex.ru
➡️ Telegram: @mirnabludechke
🚌
🔹Присоединяйтесь к экспедициям в Камбоджу 2025-2026! Даты по ссылке: