Если первая половина творческого пути Хлебникова проходила под знаком поиска адекватного языка для описания становящегося мира, то другую его половину он работал над открытием законов, которые им управляют. В этот период времени он часто называл себя ВелЕмиром («повелЕвающим миром»).
Открытие законов истории
Однажды он пришел ко мне (это было единственное его посещение моего дома) в три часа ночи, долго и безмолвно глядя на швейцара, который не хотел пускать в подъезд незнакомого человека довольно странного вида.
— Вы уже спали?
— Спал.
Длинная пауза. Хлебников смотрит в пространство своими невидящими глазами. Так смотрят слепые, у которых не закрыты глаза и нет бельма.
— Знаете ли вы, что Вадим означает по-индийски «туман»?
— Знаю.
Вторая пауза, еще более продолжительная, чем первая.
— Я думаю, что сегодня напишу поэму. Прощайте!
Резкий поворот — и Пума, как его звали друзья, быстро уходит. Дверь на парадное распахнута. Хлебников делает полный оборот и говорит в упор:
— Войны должны быть кратковременны и малочисленны. Должны драться на дротиках военачальники, а народ в это время должен готовить пир в честь победителя. Несогласных надо переселить с Земли на иную планету. Я подумаю.
И с этими словами Хлебников исчез. Наутро по лицу швейцара я понял, что в этом доме я потерял всякий престиж. Оказывается, что Хлебников просидел около швейцарской часа два-три и рассказывал швейцару, как отличать счастливые цифры лет от несчастных [1].
Вадим Шершеневич, поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма
«Первое решение искать законов времени явилось на другой день после Цусимы… Я хотел найти оправдание смертям» – писал Велемир Хлебников. Завершить эту свою работу ему удалось через 15 лет, в 1920 году. «Теперь, – пишет он, – так же легко предвидеть события, как считать до 3» [1].
Хлебников стал одним из первых «циклистов» XX века, создавшим учение о повторяемости природных явлений, важнейших событий в жизни стран и народов, о чередовании дат рождения выдающихся личностей и периодов существования государств, колоний и империй. Он утверждал, что «время основано на ритмах, а не ритмы – на времени», а также, что «не события управляют временами, но времена ‹...› событиями» [1].
В построениях Хлебникова было, по существу, одно основное допущение: цикличность исторического времени. Он полагал, что события повторяются либо тождественным себе образом, либо так, что за определенным событием через правильный (предсказываемый некоторым уравнением) промежуток времени следует событие, ему противоположное (например, за поражением Франции в войне с Пруссией следует победа Франции).
Мой основной закон времени: во времени происходит отрицательный сдвиг через 3n дней и положительный через 2n дней; события, дух времени становится обратным через 3n дней и усиливает свои числа через 2n [1].
Хлебников перевел эти числа из количества дней в количество лет и получил загадочное число в 317 лет. «Если понимать все человечество как струну, то более настойчивое изучение дает время в 317 лет между двумя ударами струны» [1]. Это загадочное число является следствием основного закона созданной им исторической ритмологии. Кроме того, он выводит формулу для подсчета периода между знаковыми явлениями мировой истории, из которой делает выводы: через 365 лет происходит рождение подобных людей; через (365 − 48), то есть через 317 лет возникают войны и другие земные катастрофы, а через (365 + 48) лет рождаются новые государства.
И действительно, некоторые прогнозы на основе ритмологии Хлебникова удивительно точны. В частности, он предсказал разрушение российской империи в 1917 году. А его последователи установили времена других важнейших событий отечественной истории: 1929 г. – год «великого перелома» в промышленном развитии страны Советов, 1941 г. – начало Великой Отечественной Войны, 1953 г. – год смерти И. Сталина, 1989–1991гг – фактический и юридический развал СССР. Современные специалисты по его же формуле предсказывают, к примеру, знаковое событие в 2061 году, которое можно трактовать как переход от государственно-монополистического правления к цивилизационно-сетевой организации мирового сообщества [9].
Нумерологическая трактовка истории вызывает много споров, слишком вольная интерпретация числовых данных, выведенных из формул, подходящими историческими событиями оставляет большие сомнения относительно научности данного подхода. Математическая повторяемость событий, разумеется, не может быть сама по себе объяснением исторического процесса. За ней должны находиться некоторые объективные факторы. Например, за числовыми закономерностями волн спада и подъема в экономике, разработанными российским экономистом Н.Д. Кондратьевым, стоят сложно связанные процессы экономического и социального развития [9]. Он это показал на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей стран Западной Европы и Америки за период с XVIII до начала XX века.
Интуиция Хлебникова подсказала ему, что надо искать разномасштабные ритмические процессы в природе. Предвосхищая более поздние открытия ученых, он говорил о «пульсации всех отдельностей мироздания».
Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звезд, пульсируют атомы, их ядра и электронная оболочка, а также каждый входящий в нее электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности его измерить. Никто не может обнаружить начало этого такта и быть свидетелем его конца. А такт пульсации электрона так мал, что никакими ныне существующими приборами не может быть измерен. Когда в итоге остроумного эксперимента этот такт будет обнаружен, кто-нибудь по ошибке припишет электрону волновую природу. Так возникнет теория лучей вещества [1].
Все случилось так, как предвидел Хлебников: через несколько лет, в 1923 г. Луи де Бройль пришел к выводу о волновой природе электрона, о дуализме частицы-волны. А в 1979 году ученые открыли пульсацию солнца, возможность определение которой имеющимися техническими средствами предугадывал поэт. Оказалось, что формулы Велемира Хлебникова, по сути, означают 12-летние и 36-летние периоды, связанные с циклами солнечной активности и другими космическими циклами [9].
И вот уже эти пульсации, по мнению Хлебникова, могу лежать в основе законов времени. В частности, он, задолго до биофизика Александра Чижевского, был уверен во влиянии ритмов космических процессов на биологическую среду, на социальные процессы планеты Земля. Для него было очевидно, что нельзя говорить об единстве мира, о всеобщих отношениях и связях, и в то же время это влияние отрицать.
Вся история науки свидетельствует о том, что связи, о которых не подозревали или которые считались далекими, в последующем раскрывались как самые важные и определяющие, а те связи, которые выглядели близкими и непосредственными, оказывались либо частным случаем более общей закономерности, либо попросту несуществующими в действительности. До Ньютона никому не пришло в голову, что между падением различных предметов на пол или на землю и движением планет существует какая-либо связь. Всякого, кто решился бы утверждать что-либо подобное, сочли бы сумасшедшим [1].
Таким образом за законами времени Велемира Хлебникова стоят не только воображение художника, но и меткие научные интуиции. Ряд его мыслей нашло впоследствии научное подтверждение и развитие. В то же время не стоит строго судить по научным меркам поэта за его вычисления, формулы и выводы. Его надо судить за направленность мысли, за смысл, который он так много лет настойчиво формировал, и который за сотню лет можно считать достойным культурной канонизации. Этот смысл прекрасно выражен в его поэтических строках:
Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется,
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
Историческое сознание молодого Хлебникова пробудилось от потрясения Цусимы во время русско-японской войны. Он видел свою жизненную задачу в победе над войнами вообще, а путь к этому искал в нахождении закона их повторяемости в истории. Грандиозность задачи пробудила в нем пророческое самоощущение поэта, а некоторые успехи в ритмологии - проективное отношение к будущему.
Проект нового общественного устройства
Он собирался весь мир обратить в будетлянство и тут же предлагал прорыть канал меж Каспийским и Черным морями.
— Вообще… будетляне должны основать остров и оттуда диктовать условия… Мы будем соединяться с материком посредством аэропланов, как птицы. Станем прилетать весной и выводить разные идеи, а осенью улетать к себе.
Сверхреальный Давид Бурлюк наводил лорнет на нездешнего поэта и спрашивал:
— А чем же мы, Витя, станем питаться на этом острове? Хлебников буквально пятился:
— Чем? Плодами. Вообще мы можем быть охотниками, жить в раскинутых палатках и писать… Мы образуем воинственное племя.
Володя Бурлюк, делая за столом рисунки для книги, хохотал:
— И превратимся в людоедов. Нет, уж лучше давайте рыть каналы. Бери, Витя, лопату и айда без разговоров.
Тогда Хлебников терялся, что-то шевелил губами и потом заявлял:
— Мы должны изобрести такие машины… вообще… [1]
Василий Каменский, поэт-футурист, прозаик, художник, один из первых русских авиаторов
В конце жизни по поводу открытых им «законов времени» Велемир Хлебников написал: «Когда будущее становится благодаря этим выкладкам прозрачным, теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает, и оно походит на поле впереди и поле сзади, становится своего рода пространством» [1]. В своих размышлениях, синтезировавших поэтическое воображение, передовые научные представления и интуиции, стремление к улучшению общества, он мог перемещаться во времени, как в пространстве. В этих своих «путешествиях во времени» он сформулировал основные подходы к созиданию будущего.
В отношении к природе Хлебников ввел понятие метабиоза, который в отличие от симбиоза указывает на отношения двух жизней, протекающих в одном и том же месте, но в последовательные промежутки времени. Это понятие позволяет учитывать сложную динамику живых систем.
Здесь может быть высказана смелая гипотеза, что сущность смены одних животных царств другими в разные времена жизни Земли также сводится к метабиозу. Метабиоз объединяет поколения кораллов внутри какого-нибудь атолла и поколения людей внутри народа [10].
В своих футурологических штудиях Хлебников, исходя из представлений о метабиозе, сокрушается, что человек «отнял поверхность земного шара у мудрой общины зверей и растений», в результате он «стал одинок». Он верит, что в будущем жизнь во всем ее многообразии получит права на место в преобразованной человеком биосфере планеты:
В отгороженном месте получали право жить, умирать и расти растения, птицы и черепахи. Было поставлено правило, что ни одно животное не должно исчезнуть. Лучшие врачи нашли, что глаза живых зверей излучают особые токи, целебно действующие на душевно расстроенных людей. [11]
В то же время он разделял модернистское настроение времени, призывающее активно перестраивать природу под потребности человечества. Предвосхищая «Полдень XXII века» братьев Стругацких, он считал, что деревня станет «научной задругой», а земледелие будет вести «облачный пахарь», напоминающий передовые практики нашего времени по использованию робототехники и БПЛА в сельском хозяйстве:
Пахарь переселился в облака и сразу возделывал целые поля, земли всей задруги. Позднее неболеты пролетали как величественные лейки, спрятанные облаками, чтобы оросить пашню искусственным дождем и бросить оттуда целью потоки семян [11].
Метабиоз природы и человека – сложная динамическая сфера, где человек принимает на себя обязательство за целое, где он твердо идет «к общине не только людей, но и вообще живых существ земного шара» [11].
В отношении к общине людей (обществу) Хлебников проводил идею преодоления разобщенности стран, наций, классов, отдельных людей. Прежде всего, он предсказывал появление технологий, обеспечивающих информационное объединение человечества. Наверное, Хлебников – один из первых, кто описал нечто похожее на Интернет (он его называл «радио будущего»):
Радио будущего – главное дерево сознания – откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество… Советы из простого обихода будут чередоваться со статьями граждан снеговых вершин человеческого духа… Мусоргский будущего дает всенародный вечер своего творчества, опираясь на приборы Радио … Даже запахи будут в будущем покорны воле Радио… Так Радио скует непрерывные звенья мировой души и сольет человечество [11].
Другая линия его размышлений о социальном относится к торгашеству и рыночной форме организации общества. Он всегда критиковал дикость таких социальных отношений, метафорически сравнивал их со звериными законами, которые привели к тому, что счастьем для человека стал «печатный станок». Хлебников не был марксистом, но, как и многие люди искусства того времени, был пронизан бунтарством и революционным пафосом, в том числе направленном против мира капитала:
И замки мирового торга,
Где бедности сияют цепи,
С лицом злорадства и восторга
Ты обратишь однажды в пепел.
Отношение к человеку выражено в текстах Хлебникова через призму счастья, а не свободы. Хотя тема свободы была для поэта важной. Он искал её в искусстве: «Странная ломка миров живописных была предтечею свободы, освобожденьем от цепей» [12]. Он искал ее в математике: «Полюбив выражения вида √−1, которые отвергали прошлое, мы обретаем свободу от вещей» [13]. Однако, его представление о свободе в будущем преломлено братской любовью по отношению к самым разным проявлениям мира:
Счастье людей – вторичный звук; оно вьется, обращается около основного звука мирового. Оно – слабый месяц около земель вокруг солнца, коровьих глаз нежного котенка, скребущего за ухом, весенней мать-мачехи, плеска волн моря [11].
Велемир Хлебников своим творчеством выражал сложный сплав научных интуиций, метафизических откровений, плодов художественного вдохновения. Очень упрощенно его проективное видение основ нового мира может быть сведено к планетарной ко-эволюции человека и природы, к преодолению капиталистической формы социальных отношений, к братской свободе, обеспечивающей возможности достижения целей не столько для одного человека, сколько для человеческого мира, человеческой Вселенной.
Это мировоззрение роднило Велемира Хлебникова с космистами. Он также, как и Константин Циолковский, задумывался о практическом освоении ближнего и дальнего космоса:
Не дело ли Человека Будущего это несовершенное детище природы взять в свои руки и молотом рабочего построить правильные отношения с соседними светилами, вероятно, тоже населенными, пусть и не людьми? [14]
Объединительные мотивы его творчества проявляются в различных проектах. Это и создание общего письменного языка – построение письменных знаков, понятных и приемлемых «для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире», и образование Соединенных Станов Азии – союза трудовых общин, и замена «наших государств научно построенным человечеством».
Для практической реализации своего видения будущего Велемир Хлебников в феврале 1916 года основывает «союз 317-ти», или, как поэт еще его называет, общество Председателей земного шара. Число 317 = 365 – 48 известно нам по одной из главных формул числовой вселенной Хлебникова. Теперь оно становится числом Председателей земного шара. Хлебников был очень увлечен этой идеей: он надеялся привлечь в общество лучших людей со всей планеты и таким образом воздействовать на все правительства всех государств. Программу зарождающегося союза он сформулировал в декларации «Труба марсиан»:
Мы зовем в страну, где говорят деревья, где научные союзы, похожие на волны, где весенние войска любви, где время цветет как черемуха и двигает как поршень, где зачеловек в переднике плотника пилит времена на доски и как токарь обращается со своим завтра.
В одном из своих пророческих творений – поэме «Ладомир» – Хлебников долго не мог выбрать финал. Первый вариант был таков: «Черти не мелом – своей кровью // Того, что будет, чертежи». Хлебников отвергает этот вариант и окончательный финал поэмы звучит так: «Черти не мелом, а любовью // Того, что будет, чертежи». То, что в выборе «крови» и «любви» победило последнее, означает, что поэт нашел свой синтез в философской триаде «Красота, Истина и Добро», что в его видении будущего заложено здоровое, настоящее основание. К нему стоит присмотреться. Учитывая также то, что многие проектные идеи Хлебникова не потеряли своей актуальности, можно рассчитывать на то, что порожденные им смыслы еще будут играть важную роль в истории и нашей жизни.
Послание нам, будетлянам XXI века
В другой раз, уже после революции, речь зашла об одном военачальнике, у которого было два ордена Красного Знамени. «Таких во всей России, — рассказывал Крученых, — 20 человек». — «А вот таких, как я, на всю Россию только один имеется, — и то я молчу!» — шутя заметил Маяковский. «А таких, как я, и одного не сыщешь», — быстро ответил Хлебников. [1]
На многие годы Велемир Хлебников был забыт. Сейчас, кажется, что его стихи потеряли прелесть уникальной новизны, а прозаические тексты стали еще менее понятны. Его мысли и идеи ушли в илистый песок культуры. Казалось бы, зачем ворошить прошлое? У нас что, не хватает своих «юродивых» поэтов и ученых? Нет, надо ворошить. Пришло время актуализации русского культурного канона. Со столетней дистанции проще определить те смыслы, которые в нашей культуре должны получить особый статус – статус центра притяжения новой реальности. У Велемира Хлебникова есть важные ответы на вопросы современных будетлян, он всю жизнь искал \ прокладывал тропы в лучшее будущее, и некоторые из них, дополненные последними достижениями науки и техники, нам пригодятся.
Во-первых, необходимо обратить внимание на его поиски универсального языка. Словотворчество подтолкнуло его к число-творчеству. Он понял, что для обеспечения единства разных проявлений бытия необходим язык чисел. В отличии от языка слов, который понятен общающимся только в случае принадлежности к общей культуре, цифровой язык передает не сообщение, еще требующее специальной интерпретации для превращения в действие, а непосредственно самоисполняемый код действия. Сегодня с учетом современного уровня развития цифровых технологий такой код при помощи кибер-физических посредников позволяет получать новые данные о состоянии объектов совершенно различной природы (растений, животных, экосистем, техно-инфраструктуры), реализовывать рациональные действия, формировать и транслировать другим участниками коммуникации свои целевые установки и намерения (подробнее об этом читайте в [9]). Такой универсальный язык не появится сам по себе, тем более он не превратится в способ формирования нового уровня связности и единства материи без творческого участия в его становлении всего человечества.
Во-вторых, важным вкладом Хлебникова в формирование научных основ будущего являются его законы времени, а точнее, лежащая в их основе ритмология. Все «отдельности» мироздания в силу проходящих в них энергетических процессов пульсируют, и эти пульсации оказывают влияние на планету, человечество, народы, отдельных людей. Эта интуиция поэта, нашедшая впоследствии некоторые подтверждения и развиваемая позже его последователями, очень ценна для осознания и практикования планетарности и космизма. В этом смысле сама ритмология гораздо ценнее, чем законы истории и построенные на их основе прогнозы, она станет рано или поздно концепцией, вокруг которой будет происходить синтез разобщенной на многие дисциплины науки.
Ну и третьим смыслом, который точно надо взять в работу с будущим, является объединение человечества. Хлебников рассматривал разные способы достижения такого объединения – появление радио будущего (прообраза Интернета), разрушение (преодоление) капиталистических отношений, создание Соединенных Станов Азии, учреждение общества Председателей земного шара и т.д. Что-то из его предсказаний реализовалось, что-то устарело. Однако, следует удерживать в этом контексте две мысли, которые надолго останутся актуальными. Хлебников ратовал за «осаду человеческим разумом тайн звездного мира… на пути к единой общине земного шара», т.е., на его взгляд, только выход человечества на космические просторы делает его единым, поскольку все проблемы отношений между людьми пасуют перед проблемами космического существования. Другая важная мысль, дополняющая первую, состоит в том, что счастье отдельных людей вторично относительно счастья, объемлющего весь наш мир.
Можно ли Велемира Хлебникова считать человеком науки? Очевидно, что он обладал знанием, относящимся к некоторым наукам, и энциклопедической широтой интересов, касавшихся всех видов духовной деятельности. В сочетании с поэтическим воображением и тонкой интуицией это дало возможность Хлебникову заглянуть далеко вперед и угадать многие направления развития, о которых собственно ученые в то время еще только начинали думать. Его можно было бы определить как романтика науки, угадавшего пути движения рационального постижения мира. Как поэт, обращенный к будущему, он в большой мере - утопист. Но его утопии рационалистичны, они вдохновлялись идеями современной науки [8].
К этому необходимо добавить, что Хлебников всю жизнь оставался подвижником Добра. Все его творческие силы были мобилизованы на то, чтобы избавиться от войн, преодолеть несправедливость, прийти к счастью мира.
***
Наказ Хлебникова нам, будетлянам XXI века состоит в том, что грядущее единение человечества, природы, космоса является следствием действия «слабого» человека, взявшего ответственность за целостность всего мира на себя. Отсюда «магическая» сверхсила человека, который, свиря в свою свирель, выполняет мира рок. Отсюда торжество бытия, в котором побеждено пространство и время, преодолена смерть.
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Кони, травы и солнца растворяются во Вселенной без остатка, не оставляя следа. Люди оставляют о себе память в песнях других людей. А когда умрут те, которые «поют песни» сейчас, о них споет следующее поколение. Пользуясь словарем хлебниковского верлибра: когда поют песни — люди не умирают [15].
Литература:
1. Старкина С.В. Хлебников. – М: Молодая гвардия, 2009.
2. Хлебников В. Творения. – М: Советский писатель, 1987.
3. https://politconservatism.ru/articles/k-vozobnovleniyu-smysla
4. Кацнельсон С.Д. Язык поэзии и первобытно-образная речь. М.: Известия ОЛЯ АН СССР, т. VI. 1947.
5. https://ka2.ru/nauka/hardziev_5.html
6. https://ka2.ru/nauka/nagibin.html
7. https://ka2.ru/hadisy/besedy.html
8. https://ka2.ru/nauka/ivanov_2.html
9. На пути к космопланетарной цивилизации (под ред. Бушуева В.В., Клепача А.Н.) – М: ИД «Энергия», 2023.
10. https://ka2.ru/nauka/babkov_2.html
11. Хлебников В. Кол из будущего.
12. https://ka2.ru/nauka/alph.html
13. https://ka2.ru/nauka/nikitaev_1.html
14. Хлебников В. Открытие народного университета
15. https://arzamas.academy/mag/351-hlebnikov
В.В. Бушуев, Д.В. Холкин // 28.12.2023
Авторы благодарят Д.И. Тимофеева, И.С. Чаусова за ценные замечания к тексту статьи.