Найти в Дзене
La Critique

Ливанов пьёт чай, Камбербэтч — социопат, а Дауни дерётся в баре. Кто ваш Холмс?

Оглавление

Споры о том, кто лучше сыграл Шерлока Холмса — Ливанов, Камбербэтч или Дауни-младший — напоминают дискуссию о национальных кухнях: бессмысленную, но страстную. Потому что каждая эпоха и культура создают своего детектива. СССР подарил миру интеллигентного друга, Британия XXI века — высокофункционального социопата, а Голливуд — супергероя с кулаками.

Давайте разберёмся, почему это произошло и что каждый Холмс говорит о времени, в котором он родился.

Василий Ливанов – Холмс как идеал советской дружбы

Когда детектив важнее загадки, а друг — дороже успеха

Советский Шерлок Холмс, снятый режиссёром Игорем Масленниковым с 1979 по 1986 год, стал культурным феноменом не только в СССР, но и в Великобритании. Британцы признали эту экранизацию одной из лучших, а Василий Ливанов в 2006 году получил орден Британской империи — случай уникальный для русского актёра.

В чём секрет? Ливанов создал Холмса, которого хочется не восхищённо изучать, а пригласить на чай. Его сыщик — интеллигент старой школы, человек с тёплым сердцем и острым умом. Да, он эксцентричен, но никогда не высокомерен. Да, он гений, но не презирает окружающих. Главное — он верный друг. Дружба Холмса и Ватсона (Виталий Соломин) в советской версии важнее любых преступлений. Они не коллеги, не партнёры — они братья по духу.

Это отражение культурного кода СССР 1980-х годов. Время дефицита и очередей, но одновременно — культ дружбы, человечности, интеллигентности. Советский зритель хотел видеть не холодного гения, а героя с "человеческим лицом". Масленников бережно перенёс на экран викторианскую атмосферу, не пытаясь модернизировать или упростить. Получилась экранизация, которая уважает и книгу, и зрителя.

Холмс Ливанова — это эталон классики. Но времена меняются. И вот уже в XXI веке Британия создаёт совсем другого детектива.

Бенедикт Камбербэтч – Холмс как высокофункциональный социопат

-2
Когда гений становится диагнозом

В 2010 году BBC запустили сериал «Шерлок», перенеся викторианского сыщика в современный Лондон. Создатели Стивен Моффат и Марк Гэтисс доказали: Холмс идеально вписывается в XXI век. Более того, он создан для него.

Холмс Камбербэтча — не друг и не интеллигент. Это холодный гений, который называет себя "высокофункциональным социопатом" и этим гордится. Он презирает обывателей, манипулирует людьми, зависим от интеллектуальных загадок как наркоман от дозы. Эмоции для него — помеха, привязанности — слабость. Ватсон здесь не друг, а свидетель гениальности и ведущий блога.

Камбербэтч виртуозно играет отстранённость. Его Холмс листает смартфон, гуглит улики, отправляет SMS. Технологии стали продолжением его мозга. Но главное — он одинок по собственному выбору.

Это диагноз Британии 2010-х. Эра соцсетей, где у всех тысячи "друзей", но никто не чувствует близости. Время культа гениев-одиночек вроде Стива Джобса, которые меняют мир, но не умеют строить отношения. Холмс Камбербэтча — идеальный герой для поколения, ценящего эффективность выше эмпатии.

Многие зрители, выросшие на Ливанове, не узнали в высокомерном нарциссе любимого детектива. И это нормально — это уже другой человек. Другая эпоха.

Роберт Дауни мл. – Холмс как голливудский супергерой

-3
Когда дедукция уступает место взрывам

Режиссёр Гай Ричи в 2009 году взял викторианского интеллектуала и превратил его в боевик. Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего больше похож на Железного человека в старинном костюме — тот же нарцисс, тот же гений, те же проблемы с алкоголем и та же любовь к зрелищным трюкам.

Холмс Дауни дерётся в подпольных клубах, взрывает здания, стреляет из пушек и прыгает с мостов. Дедукция есть, но она подаётся как суперспособность. Режиссёр визуализирует мыслительный процесс через замедленные съёмки драк — Холмс просчитывает удары как шахматные ходы, а потом реализует план за три секунды.

Ватсон здесь тоже не толстяк-летописец. Джуд Лоу играет его как спортивного ветерана, который дерётся наравне с Холмсом. Дружба заменена на бадди-муви: два крутых парня против всего мира. Викторианский Лондон превратился в декорацию для погонь и перестрелок.

Это чистый продукт голливудской культуры 2000-х. Эра блокбастеров, когда каждый герой должен был стать супергероем, а каждый фильм — аттракционом. Marvel ещё только набирала обороты, но формула уже работала: бери любого персонажа, добавь экшн, харизматичного актёра и шутки — получишь кассу.

Но это уже не детектив. Это приключенческий боевик с детективными элементами. Холмс как повод для зрелища, а не цель.

Так кто же лучше?

-4
Никто. И все сразу. Потому что это не конкуренция актёров, а столкновение эпох.

Ливанов создал Холмса для времени, когда дружба ценилась выше успеха. Камбербэтч дал цифровому поколению гения, который не стесняется отстранённости. Дауни подарил зрителям блокбастеров викторианского супергероя, решающего проблемы кулаками так же эффективно, как мозгом.

Каждый Холмс — зеркало своего времени. СССР увидел в нём друга. Современная Британия — диагноз. Голливуд — аттракцион. И все три версии имеют право на существование, потому что отвечают на запрос своей аудитории.

Спорить, кто лучше, — всё равно что спорить, какая эпоха правильнее. Лучше просто принять: детектив с Бейкер-стрит бессмертен именно потому, что умеет меняться.

А какой Холмс ближе вам? Или вы из тех, кто считает, что лучший детектив — это вообще Джереми Бретт?