Найти в Дзене
Русский исполин

1 декабря 1903 года родился народный артист СССР Царёв Михаил Иванович

Он мог бы стать инженером или железнодорожником, как его отец. Но судьба распорядилась иначе. Михаил Царёв стал тем фундаментом, на котором десятилетиями держался великий Малый театр. Актёр, который 50 лет выходил на одну сцену и 25 из них руководил театром, оставаясь верным его традициям даже в эпоху авангарда. Будущий народный артист родился в Твери, а юность его прошла в Ревеле (ныне Таллин). Учась в гимназии, он получил совет, который определил его творческое кредо на всю жизнь. Учитель словесности, обычно молчаливый, услышав, как мальчик читает Некрасова, остановил его: «После того, как ты скажешь „гляжу“, — погляди в окно, и когда ты там как бы увидишь, что поднимается медленно в гору лошадка, вот тогда и скажи». Это был не просто совет по декламации. Как позже осознал Царёв, это был его первый урок по системе Станиславского — урок проживания текста, а не его механического заучивания. После Школы русской драмы в Петрограде начались годы скитаний по провинциальным театрам. Махачк
Оглавление

Михаил Царёв: Последний рыцарь Малого театра. Как гимназист из Твери 50 лет служил одному театру

Он мог бы стать инженером или железнодорожником, как его отец. Но судьба распорядилась иначе. Михаил Царёв стал тем фундаментом, на котором десятилетиями держался великий Малый театр. Актёр, который 50 лет выходил на одну сцену и 25 из них руководил театром, оставаясь верным его традициям даже в эпоху авангарда.

Первый урок: как учитель словесности открыл ему Станиславского

Будущий народный артист родился в Твери, а юность его прошла в Ревеле (ныне Таллин). Учась в гимназии, он получил совет, который определил его творческое кредо на всю жизнь. Учитель словесности, обычно молчаливый, услышав, как мальчик читает Некрасова, остановил его: «После того, как ты скажешь „гляжу“, — погляди в окно, и когда ты там как бы увидишь, что поднимается медленно в гору лошадка, вот тогда и скажи».

Это был не просто совет по декламации. Как позже осознал Царёв, это был его первый урок по системе Станиславского — урок проживания текста, а не его механического заучивания.

Скитания: закалка характера от Махачкалы до Мейерхольда

После Школы русской драмы в Петрограде начались годы скитаний по провинциальным театрам. Махачкала, Казань, Симферополь, Севастополь... Для многих это могло стать творческим тупиком, но Царёв видел в этом бесценную школу. Он играл всё и везде, оттачивая мастерство.

Переломным моментом стал 1934 год, когда он попал в легендарный ГосТиМ к Всеволоду Мейерхольду. Это был мир абсолютно противоположный традиционному Малому театру. Здесь он сыграл своих знаковых Чацкого и Армана Дюваля в «Даме с камелиями». Работа у гения авангарда закалила его и сделала универсальным актёром.

-2

Полвека в Малом театре: от актёра до хранителя традиций

В 1937 году Царёв перешёл в Малый театр. И это стало главным браком в его жизни — творческим. Он служил ему до последнего дня.

На сцене Малого он стал эталоном героико-романтического направления. Его герои — Чацкий, Арбенин, Фёдор Протасов — сочетали в себе мощный темперамент, интеллигентность и глубину психологического рисунка. Он воплощал на сцене ту самую «золотую середину»: ясность традиции и глубину новаторства.

С 1950 года он стал директором, а затем и художественным руководителем Малого театра. На этом посту он был не администратором, а прежде всего хранителем. В эпоху, когда традиционный театр нередко считали «устаревшим», Царёв доказал, что классика, если её проживать, а не декларировать, вечна.

Наследие: учитель, чтец и президент театрального общества

Михаил Царёв был актёром в самом высоком смысле этого слова:

  • Мастер художественного слова. Его концерты, где он читал Пушкина, Лермонтова, Тютчева, были событиями.
  • Профессор Щепкинского училища. Он воспитал несколько поколений актёров, среди которых Дмитрий Харатьян и Елена Санаева.
  • Председатель Всероссийского театрального общества. Он был настоящим «президентом» всего театрального сообщества страны, защищая интересы артистов.

Могила на Ваганьковском кладбище
Могила на Ваганьковском кладбище

Он прожил жизнь как настоящий рыцарь сцены — с достоинством, преданностью и бесконечной любовью к своему делу. Его судьба — доказательство того, что верность традиции не означает косности, а является залогом вечности искусства.

А вы знакомы с творчеством Михаила Царёва? Как вы думаете, возможны ли сегодня такие «пожизненные» союзы между актёром и театром? Делитесь мнением в комментариях!

Если вам интересны судьбы великих театральных деятелей — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.