Разработка урока 2 класс "Окружающий социальный мир"
Класс: 2 класс (2 вариант обучения, коррекционная школа)
Предмет:Развитие речи / Окружающий мир / Человек
Время:35 минут (с учетом психофизических особенностей)
Тема:Учимся выбирать полезную еду.
Цель: Сформировать начальное представление о различии между полезной и вредной едой на основе сенсорных признаков и простых бытовых примеров.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Образовательные: Научить различать и называть знакомые продукты (фрукты, овощи, сладости, чипсы). Дать простые критерии: «помогает расти и быть сильным» (полезное) и «может заболеть животик, портятся зубки» (вредное).
· Коррекционные:
· Развитие сенсорных эталонов: через ощупывание, рассматривание реальных продуктов.
· Развитие речи: обогащение словаря (названия продуктов, «свежий», «сладкий», «соленый», «хрустит»), построение простых фраз («Это яблоко. Оно полезное»).
· Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти.
· Развитие мыслительных операций: элементарное сравнение и группировка.
· Воспитательные: Воспитывать желание выбирать полезную еду (завтрак, обед), формировать положительное отношение к приему пищи как к необходимости для здоровья.
Принципы: Наглядность, доступность, практичность, связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
1. Реальные продукты (или качественные муляжи):
· Полезные: яблоко, морковь, огурец, йогурт (баночка), хлеб (кусочек).
· Вредные (для ограничения): маленькая пачка чипсов, шоколадный батончик, пакетик с леденцами, пустая бутылка от сладкой газировки.
2. Две корзинки/тарелки с яркими метками: 😊 Улыбающийся смайлик (для полезного) и 😟 Грустный смайлик (для вредного).
3. Раздаточный материал: Карточки с крупными, четкими изображениями тех же продуктов (по 1-2 на каждого ученика).
4. Игрушка-помощник: Кукла или мишка «Здоровячок», который пришел в гости.
5. Пластилин/тесто для лепки (для физминутки).
6. Простые аппликации для рефлексии (наклейки: смайлик/сердечко и туча/крестик).
Ход урока:
1. Организационный момент. «Встречаем гостя» (3 мин)
· Создание эмоционального настроя. Звучит спокойная музыка. На столе сидит игрушка – Мишка Здоровячок.
· Учитель: «Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он очень сильный и здоровый, никогда не болеет! Давайте поздороваемся с ним. Мишка любит вкусно кушать, но только правильную еду. Сегодня он поможет нам узнать, какая еда полезная, а какая – вредная».
2. Введение в тему. «Что у Мишки в корзинке?» (7 мин)
· Учитель достает из корзинки Мишки реальные продукты (яблоко, морковь, чипсы, батончик).
· Работа по цепочке: Учитель дает каждому ребенку в руки продукт.
· «Саша, что это? (Это яблоко). Понюхай его. Какое оно? (Круглое, красное, пахнет вкусно). Положи на стол».
· «Маша, что это? (Чипсы). Послушай, как они шуршат. Потрогай. Они какие? (Круглые, сухие, соленые). Положи на стол».
· Акцентирование: «Мишка говорит, что яблоко и морковка помогают ему быть сильным. А чипсы и конфеты, если их есть много, могут сделать животик больным».
3. Основная часть. «Разложим по тарелкам» (12 мин)
· а) Работа с реальными предметами (фронтально).
На столе две тарелки со смайликами. Учитель берет продукт, спрашивает у класса: «Это что? (Батончик). Он сладкий, им можно перекусить, но если есть много – заболят зубки. Это полезно или вредно? Куда положим? (На тарелку с грустным смайликом)». Так разбираем все продукты.
· б) Работа в парах/индивидуально с карточками.
Каждому ребенку раздается карточка с изображением продукта.
· Задание 1: «Покажи свою карточку. Что нарисовано?»
· Задание 2: «Подойди и положи свою карточку к нужной тарелке (к полезной или вредной еде)». Учитель помогает и корректирует.
· Итог действия: «Молодцы! Мы помогли Мишке все разложить. На тарелке 😊 – еда, от которой мы растем и не болеем. На тарелке 😟 – еда, которую нужно есть очень-очень редко, только по праздникам».
4. Физкультминутка «Готовим витаминный салат» (3 мин)
· Учитель читает стишок, дети имитируют движения:
· «Моем-моем мы морковку (трут кулачком о ладонь),
· Чистим крепкую репку (скребущие движения пальцами),
· Режем-режем мы капусту (рука как нож – вверх-вниз),
· Месим-месим мы тесто (месят воздушное тесто),
· А потом мы все попрыгаем (прыжки на месте),
· Как веселые зайчишки! (руки на голове – «ушки»)».
5. Закрепление. Игра «Угадай на вкус?» (5 мин)
· (С соблюдением всех санитарных норм и учетом индивидуальных особенностей детей, при наличии разрешения родителей).
· Учитель предлагает детям с закрытыми глазами попробовать кусочек яблока или моркови.
· «Что это? Какое на вкус? (Сладкое, сочное, хрустящее). Это полезно?» Ответ: «Да, в нем много витаминов!»
· Альтернатива без еды: Игра «Угадай по звуку»: потрясти пакетик с чипсами и с морковными палочками. Звук разный.
6. Рефлексия. «Помоги Мишке собрать обед» (4 мин)
· На доске – плакаты здоровая и вредная еда.
· Каждому ученику дают две простые аппликации (наклейки): красное сердечко (или солнышко) и серую тучку (или черный крестик).
· Задание: «Ребята, давайте поможем Мишке собрать в его корзинку только полезный обед. Если я показываю полезный продукт – поднимаете сердечко. Если вредный – тучку».
· Учитель показывает карточки (хлеб, газировка, молоко, леденец, суп, конфета). Дети реагируют. Учитель хвалит.
7. Итог урока. Прощание с Мишкой (1 мин)
· «Сегодня мы узнали, что полезная еда – это овощи, фрукты, каша, суп, молоко. Они помогают нам расти. А сладости и чипсы – это вредная еда, ее нужно есть мало».
· «Мишка говорит вам спасибо! Он теперь точно знает, что брать с собой в лес. Давайте помашем ему на прощание!»
· Домашнее задание (для родителей): Рассмотреть еду в холодильнике вместе с ребенком. Попросить его показать, что там полезное (йогурт, сыр, яблоки). Похвалить.
Важные коррекционные примечания:
1. Индивидуальный подход: Учитывать пищевые особенности детей (аллергии, индивидуальные предпочтения). Не создавать чувства вины за «вредную» еду, а формировать позитивный образ «полезной».
2. Безоценочность: Не говорить «Это плохо», а говорить «Это не полезно для твоего животика/зубков».
3. Повторение и закрепление: Эту тему нужно возвращать в бытовых ситуациях в классе (во время завтрака, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» или «Кафе»).
4. Сотрудничество с родителями: Важно донести принципы простым языком до семьи, чтобы поддержка была и дома.
5. Альтернативы: Если какие-то дети не могут или не хотят трогать/пробовать еду, они участвуют на этапе рассматривания, слушания, работы с карточками.
Этот урок делает акцент на чувственном опыте и практическом действии, что является ключевым для успешного обучения детей по 2 варианту.