Говорят, что каждый композитор хоть раз в жизни смотрел вверх.
В потолок, в облака, в черноту небесной бездны.
Кто-то — со смирением, кто-то — с вызовом, кто-то — с тихой просьбой:
«А не подскажешь ли ты мне пару нот, Боже? Всего лишь пару…» И кажется, что Бог иногда отвечал.
Иначе как объяснить безумие Моцарта, огненную страсть Бетховена, или странный, затянутый в лунный свет хоровой шёпот Рахманинова?
Все они пытались поймать звук, который не принадлежал человеческим пальцам.
Они писали, будто боялись, что если перестанут хотя бы на секунду — услышат собственное сердце и поймут, что оно бьётся иначе, чем должно. Но вот что любопытно. Несмотря на века молитв, просьб, мук творчества;
несмотря на тысячи симфоний, хоралов, реквиемов —
нет ни одной мелодии, что сумела объединить всех. Не просто понравиться.
Не просто тронуть.
А охватить — как дыхание великана, как прилив, как та самая рука, что тянется из невидимого места в нас самих и нажимает кнопку «вера». Почему? Если музыка — это яз