Сегодня, в "Черную пятницу" в рамках акции Record Store Day состоялся релиз (впервые на виниле) альбома 12''ers Фила Коллинза, куда входят расширенные версии песен из No Jacket Required.
12″ers - необычный альбом Фила Коллинза, выпущенный в 1987 году. В него вошли шесть так называемых расширенных миксов песен с альбома No Jacket Required. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию обзор на этот "альбом ремиксов".
С сегодняшнего дня 12″ers в первые раз вышел на виниле - в «Чёрную пятницу» в магазинах звукозаписи. Альбом доступен на чёрном виниле (140 г) в участвующих в акции музыкальных магазинах.
Акция Record Store Day и «Чёрная пятница в магазинах звукозаписи» призваны поддержать местные музыкальные магазины. Именно поэтому такие релизы часто можно приобрести только в этих точках продаж, а не онлайн.
Альбом 12″ers: обзор для коллекционеров
«12''ers» - был ли так необходим этот альбом? Не особо. Это не релиз для масс, это релиз для коллекционеров. Он сплошь состоит из удлиненных версий песен (или как их называют эксперты «расширенные ремиксы») из альбома «No Jacket Required», который вышел пару лет назад, в 1985-м. Попытка заработать на том, что гремело во всех утюгах еще не так давно? Или попытка выжать ещё хоть что-то из хитов?
Рождение и значение макси‑сингла
Чтобы понять контекст, вернёмся во времена, когда меломаны ещё активно покупали пластинки — то самое «чёрное золото» винила. Прежде всего это были большие долгоиграющие альбомы (LP) и маленькие синглы. В какой‑то момент в 1970‑х благодаря дискотекам стал популярен ещё один формат — макси‑сингл (12‑дюймовый сингл). По размеру он был как LP, но по продолжительности ближе к синглам.
«Изобретателем» этого формата считается американский продюсер и ремиксер Том Моултон. Сам он скромно называет причину создания совпадением, а не собственным замыслом:
«В середине 1970‑х я делал много танцевальных ремиксов песен. Заказчиками были звукозаписывающие компании, которые хотели сделать оригиналы более танцевальными. Эти редакции распространялись среди диджеев как специальные промо‑синглы. Когда я заканчивал ремикс, для рекорд‑компании всегда делали тестовую запись — болванку.Для песни Эла Даунинга I’ll Be Holding On инженер по микшированию Хосе Родригес вдруг обнаружил, что 7‑дюймовые ацетатные диски закончились. Тогда мы взяли 10‑дюймовую болванку. Он записал мой ремикс на неё, но осталось много пустого места — существующие дорожки занимали лишь часть большого диска. Мне показалось, что это выглядит глупо, как ошибка. Я спросил инженера, может ли он распределить дорожки песни по всему 10‑дюймовому диску. Он ответил, что это возможно, только если увеличить динамику сигналов. Я сказал, что это неважно, лишь бы выглядело правильно» (цитата из материала о Томе Моултоне на немецком сайте Groove).
Такой «увеличенный сингл» сначала раздражал диджеев — он звучал намного громче обычного сингла. Но Моултон сумел преподнести это как преимущество. Со временем 10‑дюймовый формат превратился в 12‑дюймовый, а поскольку он стал похож на LP, его стали проигрывать на скорости 33 об/мин.
Новые, часто удлинённые ремиксы известных хитов сначала прижились в клубной среде. По мере того как всё больше слушателей хотели слышать любимые клубные версии по радио и покупать их, сформировался рынок макси‑синглов.
В 1980‑х стало почти стандартом выпускать новые расширенные ремиксы хитов на макси‑синглах наряду с обычными синглами. Апогеем этой «макси‑мании» стал Blue Monday группы New Order (1983) — первый сингл № 1 в чартах, который изначально вышел только как макси‑сингл.
Взлёт Фила Коллинза до уровня суперзвёзд
В 1984–1985 годах многочисленные хиты Фила Коллинза в американских чартах и мегауспешный альбом No Jacket Required превратили его из звезды в вездесущую суперзвезду.
С одного лишь No Jacket Required (1985) вышло четыре сингла, все попали в топ‑10:
- Sussudio;
- One More Night;
- Don’t Lose My Number;
- Take Me Home.
Для каждой из этих четырёх песен существовали расширенные ремиксы. Вероятно, кому‑то пришла идея выпустить альбом с этими расширенными версиями хитов в 1987 году — когда ни Коллинз, ни Genesis не выпускали новых записей. Так появился 12″ers, выпущенный в октябре 1987 года.
Любопытный факт: двумя годами ранее для японского рынка выпустили макси‑сингл под немного другим названием — 12″‑ers (с дефисом!), включавший 4 расширенные версии, в том числе ремикс Take Me Home с меньшей продолжительностью.
Трек‑лист и производство
Помимо четырёх хитов, в альбом вошли расширенные версии:
- Only You Know And I Know (ранее — сторона B сингла Separate Lives 12″);
- Who Said I Would (создана специально для этого альбома).
За исключением One More Night (за него отвечал Хью Падхэм), все 12‑дюймовые версии сделал очень популярный в то время ремиксер Джон «Токес» Потокер.
Трек‑лист:
- Take me home — 8:07;
- Sussudio — 6:35;
- Who Said I Would — 5:51;
- Only You Know And I Know — 6:56;
- Don’t Lose My Number — 6:36;
- One More Night — 6:21.
История Джона Потокера
Несмотря на множество ремиксов в 1980‑х, Джон Потокер остаётся малоизвестной фигурой — в интернете о нём и его работе немного информации. Далее — выдержки из интервью на сайте www.thelastmiles.com.
Потокер родился в Нью‑Йорке в семье музыканта, сначала сам играл на гитаре и фортепиано, а в 17–18 лет получил первый опыт звукорежиссёра.
Вот как состоялось сотрудничество над 12″ers — ещё раньше Потокер сделал первый ремикс песни Фила (Easy Lover):
«Фил использовал дорожку драм‑машины как направляющую версию песни. Когда я получил треки, драм‑машина всё ещё была там. Из этой драм‑машины я создал часть, которая вводит и выводит из разных секций ремикса».
Хотя на ремикс Easy Lover у Потокера был всего уик‑энд, результат, видимо, убедил Коллинза:
«Когда песня началась, она стартовала с драм‑машины… Фил сидел рядом со мной и прошептал: „Если бы я придумал такое вступление, я бы использовал его в своей версии“».
На вопрос о философии ремикширования Потокер называет два золотых правила:
- Добиться хорошего результата как можно быстрее!
- Ремикширование - это не «переписывание»!
Во втором пункте его работа заметно отличается от самопозиционирования других продюсеров, которые добавляют в ремиксы много своего материала. Потокер же в основном придерживается уже записанного. Его работа — редактирование, повторение, перестановка и комбинирование исходного материала. Он почти исключительно меняет или добавляет параметры:
- эквалайзер/частотный спектр;
- стереораспределение;
- эффекты для отдельных инструментов;
- соотношение громкости между треками.
Разбор ремиксов с альбома 12″ers
Take Me Home (8:07; оригинал — 5:53)
Ремикс начинается с синтезаторов и секвенсоров, а также отдельных акцентов ударных. Все части песни проигрываются до начала вокала в 1:21 (в оригинале — 0:25), что заметно задерживает вступление.
- В первом куплете - воздушная аранжировка из клавиш и отдельных запрограммированных ударных.
- В пред‑припеве (I don’t mind) вокал Фила получает чёткое эхо.
- Во втором куплете появляется бас, в следующем пред‑припеве присоединяется гитара.
- Первый припев впервые включает реальные ударные.
- Перед третьим куплетом - короткая инструментальная интерлюдия.
- В последующем куплете акцент смещается на ударные Фила как аккомпанемент.
Том‑румы красиво перемещаются слева направо. Во втором припеве добавляются ещё ударные (запрограммированные и реальные). Третий припев снова воздушный, с акцентом на вокал. К концу постепенно возвращаются ударные и гитары, а финал состоит исключительно из перкуссии с плавным затуханием.
Вывод: удачный ремикс, где отдельные звуки и инструменты эффектно выделены.
Sussudio (6:35; оригинал — 4:23)
Вместо детального разбора - забавный факт от Потокера:
«Sussudio стал отличным ремиксом для меня, потому что позже… Фил заезжал, когда гастролировал с группой. Он сказал: „Мы используем твою аранжировку Sussudio в наших концертах“».
Это хорошо описывает структуру ремикса.
Who Said I Would (5:51; оригинал — 4:03)
Единственный эксклюзивный ремикс для этого альбома. Похоже, Потокер хотел «выпустить пар», но местами переборщил.
- Начало - запрограммированные ударные и синтезаторный бас (трудно соотнести с оригинальной песней).
- Затем - секвенсоры и вокодер, заметный в этой композиции.
- Вокал Фила начинается в 0:37 с комично суетливым эхом.
- После второго припева акцент смещается на духовые.
- В 2:27 ударные останавливаются на четыре такта — удачное решение.
- Далее - соло саксофона и короткая инструментальная часть с бэк‑вокалом.
- В 3:11 звучит калимба, в 3:32 - синтезаторный бас и вокодер.
- После последнего куплета ударные снова ненадолго останавливаются.
- Финал (4:52) - навязчивые семплы, раздражающие слух, затем затухание с калимбой.
Вывод: лучшеменьше, да лучше - слишком много идей нарушают целостность песни.
Only You Know And I Know (6:56; оригинал — 4:22)
Почти так же суетлив, как предыдущий трек. Множество экспериментов с эхом вокала Фила.
- Второй припев (2:10) обходится без баса.
- Бридж сначала исключает ведущий вокал.
- В 4:06 - неожиданная короткая ударная интерлюдия.
- Последние две минуты кажутся избыточными — будто Потокер не знал, что ещё изменить, чтобы заполнить семь минут.
Don’t Lose My Number (6:36; оригинал — 4:49)
Один из лучших ремиксов. Потокер не меняет слишком много сразу, а красиво выделяет отдельные инструменты и акценты.
- В середине припева «Oh» Фила удваивается, нарушая размер.
- Лучший момент — в 4:57: 20 секунд великолепного басового соло Лиланда.
Вывод: отлично сделано — басовая партия заслуживает отдельного внимания.
One More Night (6:21; оригинал — 4:48)
Этот ремикс сделал Хью Падхэм, а не Потокер. Изменения минимальны, что подходит песне.
- Начинается с повторяющейся части текста.
- Затем - новая инструментальная часть, после чего следует структура оригинала.
- Бридж удвоен: инструментальная половина предшествует вокальной.
- Финал - расширенное соло саксофона Дона Миррика (шесть тактов вместо четырёх в оригинале).
Вывод: Падхэм добавил ценности, раскрыв дополнительное соло из оригинальной записи.
Итоговый взгляд
12‑дюймовые синглы Фила Коллинза - явно для коллекционеров. Без этих ремиксов музыкальное наследие Фила не стало бы беднее. Однако альбом включает два прекрасных, ориентированных на песню ремикса — Take Me Home и One More Night.