Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

Доходный дом Р. Г. Веге

В конце XVIII века участок, на котором возвышается тёмно-серый особняк, был подарен купцу Василию Баженову. Он самостоятельно разрабатывал чертёж своего жилища и даже закупал строительные материалы. Но планам Баженова не суждено было сбыться: из-за серьёзной болезни купец уехал в деревню. А уже после его смерти участком завладели сыновья Всеволод и Константин, один из которых продал свою половину французу Луи Бенуа. Новый владелец поспешили построить здесь собственный дом. В 1790-е гг. участок домов N 37-41 принадлежал арх. Василию Ивановичу Баженову. После его смерти в 1805 г. участок перешел сыновьям – Всеволоду и Константину. Константин на месте дома 41 возвел 2-этажный каменный дом. Один из его сыновей построил на своей части жилой дом, а другой продал свою половину французу Луи Бенуа. Он тоже построил дом, в котором на протяжении целого столетия жили известные архитекторы и художники. Следующий хозяин дома купец К. Петров тоже внес свои изменения, и когда здание приобрел Р. Г. Вег

В конце XVIII века участок, на котором возвышается тёмно-серый особняк, был подарен купцу Василию Баженову. Он самостоятельно разрабатывал чертёж своего жилища и даже закупал строительные материалы. Но планам Баженова не суждено было сбыться: из-за серьёзной болезни купец уехал в деревню. А уже после его смерти участком завладели сыновья Всеволод и Константин, один из которых продал свою половину французу Луи Бенуа. Новый владелец поспешили построить здесь собственный дом.

В 1790-е гг. участок домов N 37-41 принадлежал арх. Василию Ивановичу Баженову. После его смерти в 1805 г. участок перешел сыновьям – Всеволоду и Константину. Константин на месте дома 41 возвел 2-этажный каменный дом.

Один из его сыновей построил на своей части жилой дом, а другой продал свою половину французу Луи Бенуа. Он тоже построил дом, в котором на протяжении целого столетия жили известные архитекторы и художники.

Следующий хозяин дома купец К. Петров тоже внес свои изменения, и когда здание приобрел Р. Г. Веге, это был уже дом в три этажа с флигелем и надстройками.

Когда участок перешёл к Р. Г. Веге, на нём уже было трёхэтажное строение с флигелем и надстройками. Одни говорят, что новый владелец управлял ультрамариновым заводом, другие утверждают, что у него ещё была доля в кондитерской компании «Жоржа Бармана». По заказу Роберта Георгиевича дом перестроили, а обновлённые квартиры потом заняли адмиралы, артисты Мариинского театра, преподаватели консерватории, художники. После революции 1917 года многие жильцы, в том числе сам Веге, уехали заграницу.

Проект в стиле неоклассицизма разработал архитектор С. Овсянников при участии военного инженера И. П. Ставицкого. Строительство длилось с 1912 по 1914 год. Дом получился максимально высоким по меркам того времени – шестиэтажным.

Фасад преимущественно облицован тёмно-серой штукатуркой, напоминающей гранитное покрытие доходного дома М. И. Вавельберга на Малой Морской улице. Украшен он рельефными панно, стилизованными под итальянские фрески, с героическими сюжетами, растительными элементами и женскими образами. Центральный вход во двор-курдонёр увенчан с двух сторон декоративной колоннадой и атлантами, которые уступают по размеру только эрмитажным.

-2

Дом с округлыми эркерами и такими же округлыми углами, которые как бы смягчают симметричность фасада. Архитектура дома очень богата:

– пилястры украшены резным орнаментом

– вместо капителей используются фестоны

– сандрики с картушами

– барельефы, панно и фриз, стилизованный под итальянские фрески

– растительный орнамент и горельефные женские головы.

-3
-4
-5

Ещё одна примечательная деталь дома – часы с римским циферблатом. Несколько лет они были сломаны и спрятаны под листом фанеры. Но в 2015 году неравнодушные петербуржцы восстановили исторический механизм.

-6

За мрачным фасадом дома скрываются отделанные мраморным барельефом парадные, а также квартиры с лепниной и каминами. В одном из вестибюлей вдоль стен установлены две каменные скамьи со скульптурами сатиров.

-7

Центральный вход во двор оформлен металлическими воротами с могущественными атлантами по бокам и увеличенной в сравнении с другими постройками города аркой – архитектор прорубил ее на два этажа ввысь.

-8

Этот прием позволил украсить дворовую часть дома, сделав ее не менее привлекательной, чем парадная часть. Эти же ворота соединяют между собой две боковые выступающие части дома.

Все оконные проемы, кроме второго этажа, имеют прямоугольную форму, на втором этаже окна флорентийские. Между окнами на уровне 3-5 этажей архитекторы расположили лопатки, созданные из сложного узора, которые заканчиваются гирляндами.

-9

После революции 1917 года многие жильцы эмигрировали заграницу, но те, кто остался, надежно защищали свое имущество и держались вместе. Но вскоре им пришлось самостоятельно создать коммунальные картины, чтобы избежать насильственного уплотнения.

Сам Роберт Георгиевич после революции уехал во Францию. Примерно тогда же здесь открылась Центральная библиотека.

В доходном доме Р. Г. Веге жили многие известные люди среди которых были:

– в 1913–1917 г.г. музыкант /пианист и дирижер А. И. Зилоти

– в 1934–1971 г.г. генетик Лобашов. В декабре 2004 года на фасаде дома была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1934 по 1971 год жил и работал выдающийся генетик, ученый и педагог Михаил Ефимович Лобашов».

– в 1929–1930 г.г. в этом доме жил всеми любимый советский актер Василий Меркурьев, сыгравший во многих всеми любимых фильмах: «Небесный тихоход», «Летят журавли», «Золушка», «Верные Друзья», «Повесть о настоящем человеке» и др.

– композиторы Прокофьев и Стравинский

– художник Грабаль