Найти в Дзене
Билет в СССР

Кто ты из "Москва слезам не верит"? ТЕСТ и разбор героев оскароносного фильма

Как три провинциалки покоряли столицу В конце 1950-х три подруги приезжают в Москву с одной общей мечтой – покорить столицу. Но у каждой свой рецепт счастья: одна хочет выучиться, вторая – удачно выйти замуж, третья – просто найти хорошего человека. Фильм "Москва слезам не верит" – это история о том, как жизнь распорядилась их судьбами совсем не так, как они планировали. Катерина Тихомирова работает слесарем-наладчиком и мечтает поступить в институт. Людмила Свиридова воспринимает столицу как большую лотерею, где она непременно сорвет джек-пот в виде богатого мужа. Антонина Буянова работает маляром и просто хочет семейного счастья. Но вот беда – Катя влюбляется в красавца-телеоператора Рудольфа-Родиона, который бросает ее беременной, едва узнав правду о ее происхождении. Люда выходит замуж за подающего надежды хоккеиста Сергея Гурина. Тоня находит своего Николая – простого рабочего. А дальше происходит главный кинематографический фокус: Катя заводит будильник, ложится спать в слезах...

Как три провинциалки покоряли столицу

В конце 1950-х три подруги приезжают в Москву с одной общей мечтой – покорить столицу. Но у каждой свой рецепт счастья: одна хочет выучиться, вторая – удачно выйти замуж, третья – просто найти хорошего человека. Фильм "Москва слезам не верит" – это история о том, как жизнь распорядилась их судьбами совсем не так, как они планировали.

Катерина Тихомирова работает слесарем-наладчиком и мечтает поступить в институт. Людмила Свиридова воспринимает столицу как большую лотерею, где она непременно сорвет джек-пот в виде богатого мужа. Антонина Буянова работает маляром и просто хочет семейного счастья.

Но вот беда – Катя влюбляется в красавца-телеоператора Рудольфа-Родиона, который бросает ее беременной, едва узнав правду о ее происхождении. Люда выходит замуж за подающего надежды хоккеиста Сергея Гурина. Тоня находит своего Николая – простого рабочего.

А дальше происходит главный кинематографический фокус: Катя заводит будильник, ложится спать в слезах... и просыпается через 20 лет! За это время она стала директором химкомбината, воспитала дочь Александру, но так и не нашла личного счастья. Пока не познакомилась в электричке со слесарем высшей категории Георгием Ивановичем, он же Гоша, он же Гога, он же Юрий, он же Гора, он же Жора.

Фильм получил "Оскар" как лучший иностранный фильм 1981 года, его посмотрели около 90 миллионов зрителей в СССР, а Рональд Рейган перед встречей с Горбачевым смотрел его несколько раз, пытаясь понять загадочную русскую душу.

Шесть характеров – шесть судеб

Катерина Тихомирова – железная леди с ранимым сердцем

Катя – это девушка, которая не умеет сдаваться. Не поступила в институт? Пойдет на вечернее. Забеременела от подлеца? Родит и сама воспитает. Осталась одна с ребенком? Выучится и станет директором завода.

Характер у Кати – смесь целеустремленности и сдержанности. Она не из тех, кто жалуется на судьбу или просит помощи. Даже когда Рудольф-Родион бросил ее, она не устроила скандал, не рыдала напоказ. Просто заплакала в одиночестве и пошла дальше.

В молодости Катя скромная, немного застенчивая, но уже тогда в ней чувствуется внутренний стержень. Она единственная из подруг, кто честно работает и учится, не пытаясь выскочить замуж или схитрить. Даже когда Люда затаскивает ее в профессорскую квартиру, чтобы покрасоваться перед мужчинами, Катя чувствует себя не в своей тарелке.

Через 20 лет мы видим совершенно другую Катерину – успешную, уверенную в себе, директора с железной хваткой. Она руководит тремя тысячами человек и не боится принимать сложные решения. Но за этой броней скрывается все та же одинокая женщина, которая хочет простого человеческого тепла.

Интересная деталь: Катя немного грубовата в общении, прямолинейна, не любит церемоний. В ее характере сочетается женская мягкость и мужская прямота, что делает ее по-настоящему сильным человеком.

Главный конфликт Катерины – она всего добилась, но чувствует, что "волком завыть хочется". Карьера не заменила ей личное счастье. И когда в ее жизни появляется Гоша, она впервые за много лет позволяет себе быть просто женщиной.

Георгий Иванович (Гоша) – слесарь-философ с характером

Гоша – это тот самый мужчина, который вызывает бурные споры уже 40 лет. Одни видят в нем идеал, другие – нарцисса и абьюзера. Но факт остается фактом: Гоша – один из самых запоминающихся героев советского кино.

Формально он обычный слесарь из НИИ. Но стоит с ним познакомиться поближе, и понимаешь – это интеллигент до мозга костей. Образованный, начитанный, культурный. В его комнате стоят редкие книги, он цитирует классику, рассуждает о жизни. При этом работает руками и не стесняется своей профессии.

Характер у Гоши, мягко говоря, своеобразный. Он уверен в себе до самонадеянности. Знакомится с Катей в электричке, нагло влезая в разговор. Приходит к ней без приглашения. Будит в воскресенье утром, чтобы они попали на чествование его заслуг. Самовольно везет ее дочь на разборки.

Но самое главное – его знаменитая фраза: "Все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина". Современные зрители от этого в шоке, а в 1980 году миллионы женщин видели в нем идеал. Потому что Гоша, при всей своей категоричности, – надежный. Он не бросит, не предаст, возьмет на себя ответственность.

Гоша живет один в скромной комнате после развода. Он явно неглупый человек с хорошим образованием, но предпочитает работать слесарем – делать то, что любит. В нем нет карьеризма, нет желания казаться лучше, чем он есть.

Когда Гоша узнает, что Катя – директор завода, он исчезает на восемь дней. Не может принять, что женщина зарабатывает больше и занимает более высокое положение. Это его главная слабость – уязвленное мужское самолюбие. Но в финале он возвращается, потому что любовь оказывается сильнее гордости.

Людмила Свиридова – авантюристка с железной хваткой

Люда – это персонаж, который вызывает одновременно смех и раздражение. Самоуверенная, нахальная, беспардонная. Для нее жизнь – это лотерея, и она твердо намерена выиграть главный приз.

С первых минут фильма понятно: Люда готова на все ради своей цели. Она не работает, как Катя, не довольствуется малым, как Тоня. Она охотится за богатым мужем с методичностью профессионального рыбака.

Характер у Людмилы – чистая авантюристка. Она врет легко и естественно, манипулирует людьми, использует любые возможности. Когда узнает, что дядя Кати – профессор, она тут же придумывает план: пожить в его квартире и познакомиться с интересными мужчинами.

Люда веселая, общительная, умеет подать себя. Она легко знакомится в метро с хоккеистом Гуриным и моментально понимает – это ее шанс. Молодой, красивый, подающий надежды спортсмен. Она заарканивает его всеми доступными способами: кокетством, флиртом, искусными манипуляциями.

Интересно, что Люда совершенно не стесняется своих амбиций. Она открыто говорит: "Мне повезет! Не могу я счастье по частям получать, мне все сразу надо!" У нее своя философия: "В жизни еще лотерея есть". И она играет в эту лотерею по полной программе.

Через 20 лет Люда разведена с Гуриным, который спился. Она не смогла вытянуть его, не захотела тащить на себе. Во второй серии она уже другая – еще более циничная. Но все еще верит в свою удачу и все еще мечтает о генерале.

Парадокс Людмилы в том, что при всей ее расчетливости и цинизме, она остается подругой Кате и Тоне. Значит, в ней есть что-то человечное, несмотря на всю ее авантюрность.

Антонина Буянова (Тоня) – тихая гавань в бурном море

Тоня – полная противоположность Люде. Если Людмила мечтает о дворцах, то Тоня довольствуется скромным семейным счастьем. Она самая простая, самая непритязательная из трех подруг.

Характер у Тони – золото. Добрая, скромная, стеснительная. Она не лезет вперед, не строит грандиозных планов, не пытается выскочить замуж за принца. Работает маляром на стройке и находит своего Николая – такого же простого рабочего.

Тоня влюбляется искренне, без расчета. Когда Николай делает ей предложение, она счастлива по-настоящему. Никаких амбиций, никаких требований. Ей не нужна квартира в центре, не нужна машина. Ей нужна семья, дети, любимый муж.

Через 20 лет мы видим Тоню – мать троих сыновей, верную жену, все еще работающую маляром. Она не сделала карьеры, не разбогатела, не стала знаменитой. Но она счастлива. У нее есть то, чего нет у Кати – семья. То, чего нет у Люды – любовь.

В Тоне есть народная мудрость: "Хорошего мужика надо самой делать, а не готовым получать". Она не ждет принца на белом коне, она растит своего мужа, воспитывает детей, создает уют. И в этом ее сила.

Тоня – тот самый человек, который держит на себе мир. Она не яркая, не заметная, но без таких людей все бы рассыпалось. Она опора для Кати, когда той тяжело. Она голос разума, когда подруги теряют голову.

Интересный момент: Тоня замечает, что у Кати "почти мужская прямолинейность", что "некоторым мужикам даже нравятся такие женщины". То есть при всей своей простоте, Тоня наблюдательна и понимает людей.

Рудольф-Родион Рачков – телевизионный мечтатель с хлипким стержнем

Рудик (или Родион, как он сам себя называет) – классический пример красивой обертки с сомнительным содержимым. Телеоператор из "Останкино", работает на телевидении – в конце 1950-х это была очень престижная профессия.

Характер у Рудольфа – типичный мажор. Самоуверенный, немного высокомерный, привык, что девушки от него без ума. Он из интеллигентной семьи, мама – активистка, обстановка в доме культурная. Он знает себе цену и привык к тому, что его ценят другие.

Рудик – мечтатель и романтик. Он искренне верит, что "телевидение – это сила" и что он делает важное дело. Он рассказывает Кате о своих планах, делится мечтами. В этом есть что-то трогательное – молодой человек, который верит в светлое будущее.

Но когда приходит момент истины, Рудик показывает свое истинное лицо. Узнав, что Катя не дочь профессора, а простая работница, он чувствует себя обманутым. А когда она сообщает о беременности, он просто исчезает из ее жизни. Никакой ответственности, никакого мужества.

В этом весь Рудольф – красивые слова о будущем, но полная неспособность отвечать за свои поступки. Он не злодей, он просто слабый человек. Ему хотелось романтики с "профессорской дочкой", но не хотелось проблем с беременной работницей.

Через 20 лет, когда Рудик случайно встречает Катю и узнает о взрослой дочери, в нем просыпается совесть. Но слишком поздно. Он сам признает, что поступил подло. Но назад дороги нет.

Рудольф – это предостережение о том, как важно не путать красивую картинку с настоящим характером. Он умеет говорить правильные слова, но не умеет поступать правильно.

Сергей Гурин – звезда, не выдержавшая блеска

Гурин появляется в фильме как подающий большие надежды хоккеист. Молодой, талантливый, красивый. Он играет за сборную, его ждет великое будущее. Людмила видит в нем идеальную партию и делает все, чтобы его заполучить.

Характер у молодого Гурина – типичный талантливый спортсмен. Немного наивный, открытый, простодушный. Он искренне влюбляется в Людмилу, верит в ее чувства, женится на ней. Он на подъеме карьеры, полон сил и планов.

Но вот проблема: Гурин – человек слабовольный. Он не умеет говорить "нет". Когда на праздновании дня рождения дочери Кати его уговаривают выпить, он не может отказать. А дальше – больше. Классический случай: не выдержал испытания славой.

Через 20 лет мы видим Гурина спившимся. Его выгнали из сборной, от него ушла Людмила. Он клянчит у бывшей жены денег на опохмелку, обещает "завязать", но всем ясно, что это пустые слова.

Гурин – трагический персонаж. У него был талант, были возможности, была любовь. Но он не справился. Не смог противостоять давлению окружения, которое постоянно затаскивало его выпить "за компанию". Не смог отстоять свои интересы. Не смог сказать тренеру: "Нет, я не буду пить".

Парадокс в том, что советские хоккеисты обожали образ Гурина. Александра Фатюшина, сыгравшего эту роль, считали своим. Потому что он сыграл не карикатуру, а живого человека. Слабого, ломающегося, но не злого. Гурин вызывает не презрение, а жалость. Он жертва собственной слабости и обстоятельств.

Почему фильм до сих пор смотрят?

"Москва слезам не верит" – это фильм о том, что жизнь не делится на черное и белое. Катя добилась всего, но несчастна. Люда вышла замуж за звезду, но осталась одна. Тоня живет самой простой жизнью, но счастлива. Гурин был на вершине, но скатился на дно. Рудик казался принцем, но оказался трусом. Гоша кажется грубым, но оказывается самым надежным.

Фильм учит: счастье – это не то, что ты имеешь, а то, как ты к этому относишься. И что настоящая любовь приходит тогда, когда ты перестаешь ее искать.

А теперь давайте узнаем – кто же вы из этого фильма?

Спасибо, что дочитали до конца и прошли тест!

Надеюсь, вам было интересно узнать, кто вы из героев этого культового фильма. "Москва слезам не верит" – это не просто кино, это часть нашей истории, наших семейных вечеров, наших разговоров о жизни. Каждый герой этого фильма – живой, настоящий, со своими сильными и слабыми сторонами.

А кем оказались вы? Напишите в комментариях – интересно узнать, какой персонаж встречается чаще всего!

И помните слова из фильма: "В сорок лет жизнь только начинается!" А значит, всегда есть время изменить свою судьбу к лучшему.

До новых встреч!