У каждого музея есть своя душа. У Царского Села — душа камерная, приватная, слышащая шепот веков в стенах императорских дворцов. Привезти ее в шумную Москву — задача почти невозможная. Но кураторам выставки это удалось: они не просто перевезли экспонаты, они переместили саму атмосферу, собрав крупицы прошлого, где искусство было неотъемлемой частью бытия. Фарфор как философия В центре этого диалога — фарфор. Но не как утилитарный предмет, а как монументальное высказывание. Знаменитый «Рафаэлевский» сервиз, заказанный Александром III, — это больше чем посуда. Это попытка остановить время. Переработка знаменитых росписей Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца, переложенные на фарфор, говорят о масштабе художественных аппетитов русской аристократии. Рядом — молчаливая мудрость Востока: китайский и японский фарфор, лаки и шелка, напоминающие о другом пути к красоте. Ткань и золоченая резьба: метафоры власти Отдельную и яркую главу этой повести пишут мундиры. Это не просто военная форма, а слож