-Вы, сударыня, отныне - моя собственность, - рассмеялся сосед, подписав бумаги. - Могу на скотный двор сослать, могу приказать в комнатных полы мыть.
Женщина, родившаяся и прожившая всю жизнь дворянкой, сама повелевавшая людьми, от такого заявления только рот открыла, а сосед, только что купивший ее, весело смеясь, объяснил: продавала она ему своих людишек с семьями, следовательно - продала и саму себя. Глядите, мол, милейшая, вот и документ составленный по всем правилам, и подпись ваша стоит.
А в империи Российской законы таковы, что та, которая сочетается браком с человеком подневольным, проживающим в крепостном звании, сама в тот же миг становится крепостной. Законы, матушка, знать надобно. Тут из глаз Акулины и хлынули слезы в три ручья...
Законы о браке в России действительно такими и были. Жена переходила в то сословие, к которому принадлежал ее супруг. Так, например, граф Шереметев, женившись на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, сделал ее лично свободной женщиной, да еще и дворянкой.
Люди предпочитали заключать внутрисословные браки: купцы женились на купеческих дочках, свободные крестьянки венчались с такими же свободными крестьянами, дворяне выбирали в своей среде, мещане - в своей.
"Жалованная грамота дворянству" среди прочего регламентировала браки привилегированного сословия. Если дворянка выходила замуж за представителя низшего сословия, дворянство она сохраняла. Но только личное, на детей дворянство не переходило. Но речь шла о браках со свободным мужчиной, на крепостных это положение не распространялось. Считалось, что в здравом уме ни одна женщина на такой брак не пойдет.
Редко, но случаи, когда по любви или по недомыслию женщины, родившиеся свободными, "благодаря" браку попадали в крепостную зависимость, тоже были. Одну такую несчастливую историю описал Михаил Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине". Правда, девушка, вышедшая замуж по любви за крепостного, не была дворянкой, но жизнь ей брак сломал.
Барыня "заскучали"
Акулина Фотиева была потомственной дворянкой. Семья ее не отличалась богатством и знатностью. Таких дворян в империи было большинство. Случалось, что из этой среды кто-то, да делал неплохую карьеру.
Акулину в юности выдали замуж за такого же небогатого помещика без титула. Жили себе они, экономили, так как крепостных у них было всего шесть душ. Детей не нажили, а потом супруг оставил женщину вдовой.
Акулина проводила мужа в скорбную дорогу, поплакала, повздыхала, да и решила заняться своим небольшим хозяйством, надеясь хоть как-то его поднять, чтобы жить так, как ей в дворянском звании и приличествует.
Самолично варенье варила, следила, как бы ее крепостные чего не украли, волновалась о том, сумеют ли те вовремя посеять рожь, да сена накосить. Не разбогатела, естественно, да и заскучала: годы, самые лучшие женские, в одиночестве да скуке проходят, да еще и нужда за горло держит - ни тебе кружев дорогих, ни тебе пирожных столичных. Надежды снова выйти замуж - никакой. Кругом полным-полно таких же небогатых девиц, бедненьких, но свеженьких, кто же на нее, бедную вдовицу, позарится.
Кузнец
Обратила внимание как-то Акулина на молодого кузнеца, своего же собственного, крепостного. Молод, статен, румянец во всю щеку, а взгляды на барыню кидает - огонь! Да, иногда не только помещики развлекались с крепостными девицами, обратное тоже случалось.
Началась у кузнеца с барыней тайная любовь. Горячая, страстная. Каковой в замужестве Акулине испытать не довелось. Казалось бы - тешься, кому до тебя дело есть. Но Акулина рассудила иначе. Влюбленной женщине совершенно разум отказал, законов она не знала и не задумывалась о них. Барыне за кузнеца замуж хотелось.
Кузнец, вероятно, о законах был осведомлен больше, поэтому к венцу с Акулиной он шел радостно, слова барыне говорил ласковые и красивые. Да и первое время, зажив "барином" в скромной усадьбе, к женщине относился довольно неплохо. А потом в семье все разладилось.
То ли благодарность кузнеца иссякла как пересохший родник, то ли он решил утвердить право господина над одной их крепостных девушек, то ли просто барыня разочаровалась в своем выборе.
Сделка
Акулина от несчастной своей семейной жизни решила сбежать. В город, уж не знаю, на какие средства там барыня жить собиралась и был ли у нее там домик, но с деревенским хозяйством решено было покончить, продав своих крестьян соседскому помещику.
Документ составили стандартно: крестьяне продавались с семьями. О том, что она - часть семьи своего же крепостного, Фотиева не подумала. Как не подумала перед венчанием выправить кузнецу вольную.
Только когда сделка была совершена, узнала барыня, что она стала крепостной соседа! Тут бы в обморок упасть, но ее владелец оказался человеком честным, осознавая, что женщина натворила все это по собственной правовой безграмотности. Драть три шкуры с несчастной сосед не стал, а просто выправил ей вольную грамоту.
Староста госпожи Вишневской
К сожалению, благополучно оканчивались такие случаи не всегда. Помещице из Воронежской губернии за свою свободу пришлось дорого заплатить. Мадам Вишневская была дамой образованной и гораздо более обеспеченной, чем Акулина Фотиева.
Супруг Вишневской, приказавший долго жить, когда женщина была еще молода и хороша собой, носил чин статского советника. После смерти мужа Вишневская унаследовала его имение в Коротоякском уезде, называлась деревенька Безгинкой. В собственности вдовы пребывало около пятиста душ.
Состояние дел и крепостные давали жизнь без роскоши, но сытную и спокойную. Дама жила тихо, среди соседей считалась порядочной и добродетельной вдовицей. Но и свататься к ней тоже никто не спешил - девиц хватало. А потом по окрестностям пошли слухи.
-С холопом связалась, - судачили скучающие провинциалы. - Со своим же собственным крепостным! Старостой его назначила. Какой позор, так себя забыть!
А у Вишневской голова кружилась от любви. Молодой и красивый крестьянин выполнял все ее желания, каждое слово ловил. Как такого не баловать? И барыня баловала: усадьбу отдала в его полное распоряжение, назначив старостой, подарки дарила, одевала в дорогую одежду.
И ревновала. Страсть как ревновала: староста мимо себя ни одной девки не пропускал. Вишневская закатывала возлюбленному скандалы, хлестала по щекам "виноватых" девок, но любовника от себя не отставляла.
-Ты - барыня, а я крепостной мужик, - объяснял староста свои измены. - Наиграешься и бросишь меня.
Госпожа Вишневская не придумала ничего умнее, как "доказать" мужчине свою любовь - она с ним обвенчалась. И снова - не дав сперва вольную.
"Ничьё" имение
Не успело отгреметь гуляние по поводу свадьбы, которое Вишневская закатила у себя в деревне, как муж начал показывать зубки. Он отлично понимал, что теперь он - жене хозяин.
-Стала женой - терпи колотушки, - злословили те самые крестьянки, которых барыня в ревности своей еще недавно по щекам хлестала - муж Вишневскую начал поколачивать.
Но самое страшное было не в этом: раз Вишневская вышла замуж за крепостного, то и сама стала крепостной, а ее имение по закону признавалось ничьим, бесхозным и должно было отойти государству.
Рыдала крепостная барыня, валяясь в ногах у станового пристава. Тот женщину пожалел: по закону, сделать старосту и мужа свободным, а следовательно, освободить и ее, могла... солдатчина. Надо было сдать мужа в солдаты по рекрутскому набору.
За это Вишневская и ухватилась. Решал такие вопросы председатель рекрутского присутствия. Тот выразил желание помочь дурище, но заломил такую цену, что барыня расписку писала, а после, продала имение некоему Амосову.
Вероломного старосту вскоре забрили в солдаты, он стал вольным, получила вольную и Вишневская. Расплатилась с чиновниками, остатки средств потратила на то, чтобы развестись и стать снова дворянкой. Ей все удалось, но стала барынька посмешищем на всю губернию.
Женщина предпочла уехать куда-то к родственникам, скрылась от позора и о ее дальнейшей жизни, как и о судьбе Акулины Фотиевой больше ничего неизвестно.
Только в 1818 году вышел высочайший указ, который предотвращал такие последствия для девиц и женщин дворянского звания. Теперь, если дворянин женился на крепостной, она по-прежнему получала дворянское достоинство. А если дворянка сочеталась браком с крепостным, она оставалась дворянкой. Ее супруг автоматически получал свободу, но без дворянства.
Обложка: кадр из кинофильма "леди Макбет Мценского уезда" по произведению Николая Лескова, в главных ролях Александр Абдулов и Наталия Андрейченко.
Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.