-Боже мой! Какой позор! Принцесса повела себя как уличная девица! Тира, ты осознаешь, что это отразится на всех нас? - маменька рыдала, отец бушевал.
И было от чего: их младшая девочка, нежный цветочек, который оберегали для выгодной партии, приличествующей ее дому и положению, "потеряла" себя! Связалась с сомнительным мужчиной, забыла честь и гордость и скоро ее позор станет виден всем вокруг!
-Этого нельзя допустить, что скажут о нас при иностранных дворах! Кто вообще ее замуж возьмет, над нашими старшими девочками будут насмехаться, - решили родители и принялись срочно... принимать меры.
Да, время от времени истории с не сохранившей себя до свадьбы девицей потрясали не только обычные семьи крестьян, мещан, торговцев, но и аристократов! И представителей высшей знати - тоже. "Казус" случился в датском королевском семействе, связанном родством с половиной Европы.
Оступилась младшая сестра будущей императрицы Российской, супруги (тогда еще) наследника престола Александра Александровича. Звали ее Тира Амалия. Историю "падения" расскажу сегодня.
Младшая из детей датского короля Кристиана IX, которого из-за разветвленных династических связей называли шутливо "тестем Европы" и его супруги Луизы Гессен-Кассельской, принцесса Тира Амалия появилась на свет в 1853 году.
В тот момент её старшей сестре Дагмар, будущей российской императрице Марии Фёдоровне, было шесть лет, а самая старшая из девочек, Александра, вскоре станет женой принца Уэльского и будущей королевой Великобритании.
Когда Тире исполнилось десять, её отец, прежде герцог Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский, взошёл на датский престол. К тому времени Александра уже несколько лет жила в Англии, а ещё через два года, в 1866-м, Дагмар уехала в Санкт-Петербург, став невестой цесаревича Александра Александровича (будущего Александра III). Так в огромном дворце Амалиенборг остались только Тира, её старший брат Фредерик (наследник престола) и младший Вольдемар, который позже выберет карьеру морского офицера.
В доме, где всегда царили тепло и девичий смех вдруг стало пусто и тихо. Три сестры были неразлучны, и потеря двух самых близких подруг сделала жизнь Тиры невыносимо тоскливой.
Все три дочери Кристиана IX славились не только красотой, но и живостью нрава. Дагмар (Мария Фёдоровна) покорила русский двор энергией, любовью к спорту и пристрастием к танцам. Александра очаровала британцев мягкостью и истинно королевским достоинством. Тира же считалась самой нежной: белоснежная кожа, тёмные волосы и глубокие тёмно-голубые глаза - настоящая фарфоровая куколка.
И у этой куколки в 1871 году появилась тайна: восемнадцатилетняя девушка влюбилась. Предмет ее грез был человеком совершенно неподходящим для королевской дочери: Вильгельм Мархер — кавалерийский офицер, тридцати лет, дворянин, но без титула и состояния. Роман развивался стремительно, но скрыть тайну оказалось невозможно: принцесса забеременела.
Причитаниями делу не помочь, воспитывать девицу, забывшую о чести королевского рода было поздно. Для королевской семьи это было катастрофой. Чтобы избежать публичного позора, Тиру срочно отправили в Грецию к старшему брату Георгу, который благополучно правил эллинами. В Греции, в ноябре 1871 года, принцесса родила дочь, которую назвала Марией.
Разумеется и речи не шло о том, чтобы Тира воспитывала ребенка самостоятельно, чтобы малышка вообще росла во дворце. Девочку сразу после рождения забрали и передали на воспитание в надёжную датскую семью — Анне и Расмусу Йоргенсенам из Оденсе.
Тира рыдала и умоляла хотя бы не отсылать ее дочь из Греции, но принцессу не послушали. Йоргенсены дали девочке новое имя — Кейт — и вырастили как родную. Словом, подчистили все концы, связанные с неблаговидным поведением королевской дочери.
Тем временем Вильгельм Мархер, незадачливый отец малышки решил попытать счастья и добиться разрешения на брак с королевской дочерью. Ему это не удалось, король был в ярости от такой наглости. Вскоре после окончательного отказа Махер свел счеты с жизнью, что добавило горя и слез несчастной Тире Амалии.
Девушка спустя какое-то время вернулась в Данию совершенно сломленной. Официально сообщалось, что принцесса лечилась от желтухи, этому объявлению не слишком верили, а после гибели Мархера мать, королева Луиза, жалея незадачливую младшую, увезла её в долгое путешествие по Европе в надежде, что новые страны и впечатления хоть немного залечивают раны.
В 1878 году, спустя семь лет после скандала, 25-летняя Тира всё-таки пошла под венец. Мужем стал Эрнст Август, герцог Камберлендский и принц Ганноверский. Сплетников больше всего интересовал вопрос: знает ли жених, что ему достался товар "не первой свежести". По слухам, он знал о прошлом невесты, но ни разу в жизни не упрекнул её.
Муж Тиры был человеком невероятной доброты и редких душевных качеств. Брак оказался для несчастной Тиры Амалии спокойным и, по меркам того времени, даже счастливым.
У супругов родилось шестеро детей: три дочери и три сына. Но судьба снова ударила: в 1901 году от болезни умер младший сын Кристиан, а в 1912-м в автокатастрофе погиб старший, Вильгельм.
До конца жизни Тира поддерживала тесную связь с сёстрами. После революции 1917 года Мария Фёдоровна бежала из России и поселилась в Дании, рядом с Тирой и их родным домом. Три датские принцессы, которых когда-то называли "европейскими невестами", ушли из жизни в том же порядке, в каком появились на свет: первой Александра (1925), затем Мария Фёдоровна (1928), и последней, в 1933 году, — Тира.
Кейт Йоргенсен, названная при рождении Марией, внебрачная дочь принцессы Тиры, выросла красивой и добропорядочной девушкой, вышла замуж за камер-юнкера Фроде Плоена и прожила с ним долгую счастливую жизнь.
Детей у них не было. Осталось неизвестным, узнала ли она когда-нибудь, что её настоящая мать — датская принцесса, а бабушка и дедушка — король и королева Дании.
Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.