Найти в Дзене
СПбГУ

Студентка СПбГУ: «Университет предоставляет возможности для старта карьеры уже во время учёбы»

Наша обучающаяся Антонина Свешникова посетила Научно-образовательный салон, где учебные и исследовательские заведения города представляли свои инновационные разработки и достижения. Она поделилась своими впечатлениями и рассказала, какие возможности для обучения и карьеры предлагают вузы. Я оканчиваю образовательную программу бакалавриата СПбГУ «Отечественная филология». Несколько лет изучала русский язык и литературу и уже совсем скоро стану дипломированным специалистом. Теперь вопрос «а как же магистратура?» становится всё актуальнее. Я очень люблю науку, которой занималась все эти годы, однако для меня следующая ступень обучения — это шанс расширить круг интересов и попробовать себя в чём-то новом. Поэтому я рассматриваю не только филологические направления, но и любые смежные гуманитарные специальности. Кроме того, для меня важно, чтобы учёба в магистратуре стала не только продолжением образования, но и стартом карьеры. Услышав о Санкт-Петербургском международном научно-образовател

Наша обучающаяся Антонина Свешникова посетила Научно-образовательный салон, где учебные и исследовательские заведения города представляли свои инновационные разработки и достижения. Она поделилась своими впечатлениями и рассказала, какие возможности для обучения и карьеры предлагают вузы.

Я оканчиваю образовательную программу бакалавриата СПбГУ «Отечественная филология». Несколько лет изучала русский язык и литературу и уже совсем скоро стану дипломированным специалистом. Теперь вопрос «а как же магистратура?» становится всё актуальнее. Я очень люблю науку, которой занималась все эти годы, однако для меня следующая ступень обучения — это шанс расширить круг интересов и попробовать себя в чём-то новом. Поэтому я рассматриваю не только филологические направления, но и любые смежные гуманитарные специальности. Кроме того, для меня важно, чтобы учёба в магистратуре стала не только продолжением образования, но и стартом карьеры.

Услышав о Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне, я решила, что это мероприятие слишком официальное, чтобы узнать действительно полезную информацию для поступления. Однако когда моя подруга, принимающая участие в Салоне в качестве волонтёра, пригласила меня поехать вместе с ней и посмотреть, что предлагают вузы абитуриентам магистратуры, я с радостью согласилась.

Выставка оказалась действительно масштабной. Здесь были представлены не только высшие учебные заведения, но и колледжи, училища, а также организации дополнительного образования. В первую очередь я решила посетить стенд родного Университета. Он отличался особым информационным разнообразием и включал презентации подразделений разных направлений научной работы: от психологии до прикладной математики.

Прежде всего мне удалось поговорить со студентами Лингвистической клиники СПбГУ. На стенде ребята проводили тестирование по русскому языку, проверяющее навыки владения функциональными стилями: как правильно оформить приветствие в официальном письме или каким образом по речевым особенностям понять, что говорит токсичный человек. Универсанты объяснили, что изучение языка не замыкается только на исследовании нормы, но включает и описание живой современной речи.

Клиника — это модель обучения, где стирается грань между университетской аудиторией и рабочим местом. Студенты, преподаватели и представители индустрии объединяются для решения реальных задач. К примеру, в Лингвистической клинике будущие филологи консультируют граждан в справочной службе русского языка, разрабатывают контент для сайтов и социальных сетей или становятся волонтёрами в проектах Детского центра Красного Креста, помогая детям-инофонам и школьникам из малообеспеченных семей осваивать учебную программу. Это не просто практика, а полноценная профессиональная деятельность, которая позволяет приобрести бесценный опыт преподавания и строится на принципе «равный равному», то есть студент — ученику.

Такая же система действует и в высокотехнологичных областях исследований. На стенде факультета прикладной математики и процессов управления (ПМ-ПУ) СПбГУ рассказали про IT-клинику, где студенты решают реальные кейсы от компаний-заказчиков. Процесс полностью имитирует реальную работу над проектом: от прямого самостоятельного общения с заказчиком до использования профессиональных инструментов и показа функционирующих прототипов на специальных демо-днях. При этом распределение на команды автоматизировано. Студенты проходят тестирование, проверяющее их компетенции, в результате которого ИИ разделяет практикантов на три категории в зависимости от уровня профессиональных навыков. Каждая команда включает в себя участников всех трёх уровней подготовки. Таким образом, происходит взаимообмен знаниями и умениями и, как следствие, профессиональный рост всех участников коллектива. Кейс-практика — возможность получить предложение о трудоустройстве ещё до выпуска. Общение с представителями ПМ-ПУ заставило меня по-новому взглянуть на возможности математического образования и даже вызвало лёгкое сожаление, что моя собственная специальность относится к другой сфере. При этом я уверена, что такой принцип работы можно успешно адаптировать и для гуманитарных направлений.

На стенде также продемонстрировали пример проекта, разработанного студентами совместно с научными руководителями, — сухопутный беспилотник, исследующий состав почвы. Такой анализ позволяет узнать, каких веществ и питательных элементов не хватает растениям, или обнаружить вредителей, мешающих росту. Представители факультета пояснили, что работа беспилотника позволяет увеличить экономию удобрений на 30%!

-2

Особенно привлекли моё внимание лаки для ногтей на стенде нашего Института химии. Оказалось, что разноцветные баночки — результат деятельности исследовательской группы студентов и преподавателей СПбГУ. Они ведут работу с наночастицами — мельчайшими объектами с уникальными свойствами, которые можно применять в разных областях. Яркий пример — использование наночастиц гидроксиапатита для создания безопасных красителей. Такие пигменты применимы в косметической промышленности, например, для замены вредных эмульгаторов в лаках для ногтей.

Студенты-химики рассказали, что стать членом научной группы можно с первого курса бакалавриата — нужны только желание трудиться и любовь к науке. Подобные проекты позволяют не только применить свои знания на практике, но и внести вклад в развитие науки, а также претендовать на получение грантов и стипендий.

Мое внимание привлёк также стенд Передовой инженерной школы (ПИШ) СПбГУ, на котором были расположены две колбы с нефтью. Представитель ПИШ объяснил, что колбы содержат разные виды вещества: в первой — до процесса очистки, во второй — после. Создание новых фильтрующих материалов — одна из сфер научно-исследовательской работы Школы, где участвуют и студенты. Они проходят длительные практики «в поле» и на производственных площадках, а также работают в современных лабораториях над прикладными задачами. Ключевая особенность таких стажировок — тесная интеграция с индустриальными партнёрами, такими как «Газпром нефть» и «Алмаз-Антей», которые являются потенциальными работодателями студентов.

После разговоров с представителями технических специальностей я отправилась на поиски чего-то более близкого мне и не смогла пройти мимо стойки Социальной клиники СПбГУ. Ребята предлагали гостям пройти небольшой психологический тест — нарисовать кактус, а затем на основе рисунка рассказывали об особенностях личности человека, его эмоциональном состоянии. Это практическое упражнение было наглядным примером одной из методик, которую будущие социальные работники осваивают на практике. Студенты клиники под руководством опытных наставников учатся работать с разными группами населения: организовывают досуг и экскурсии для пожилых людей и детей, проводят мероприятия по социальной адаптации и сплочению для людей с инвалидностью, помогая им чувствовать себя частью общества. Я порадовалась за ребят: они выполняют важную общественную миссию и при этом делают вклад в своё профессиональное развитие.

-3

Интересными проектами порадовала и Музейно-архитектурная клиника СПбГУ. Универсанты вместе с наставниками создают экскурсионные маршруты и квесты, разрабатывают концепции выставок и даже участвуют в проектировании музейных пространств. Заказчиками выступают не только музеи, но и культурные пространства и частные компании. Силами клиники был реализован, например, проект «Места памяти», в рамках которого в исторических зданиях Университета разместили QR-коды, рассказывающие об их блокадной истории. Так молодые специалисты уже во время учёбы создают своё портфолио из реализованных кейсов. Мне показался близким такой вариант работы, ведь здесь мне удастся применить теоретические знания по истории и искусствоведению, а также реализовать творческий потенциал. Ребята объяснили, что в клинике обычно проходят практику студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры «Дизайн среды», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Визуальные технологии в музее», однако прийти сюда могут все мотивированные специалисты.

Из рассказов представителей мне стало ясно, что важной составляющей учебного процесса является особая атмосфера сотрудничества между студентами и преподавателями. В СПбГУ к обучающимся принято обращаться «коллеги» — и это не просто традиция, а следствие особого подхода к образованию. Здесь прислушиваются к новым идеям и помогают их реализовать. А клиники и научные группы Университета становятся для студентов точкой входа в профессию, где теоретические знания находят практическое применение, что особенно важно для обучения на уровне магистратуры и далее.

-4

Продвигаясь далее по выставке, я увидела, насколько широко были представлены творческие учебные заведения Петербурга. Мне удалось поговорить с большим количеством молодых актёров, режиссёров, сценографов, звукорежиссёров, представлявших свои университеты. Многие из них уже во время обучения в магистратуре имеют большой практический опыт работы в своей сфере и сформированное портфолио проектов, что является необходимым для специалистов этой сферы.

В итоге я поменяла своё мнение о Научно-образовательном салоне. Мероприятие стало для меня ярмаркой возможностей, где в одном месте можно увидеть последние достижения науки, узнать об образовательных программах и заглянуть в будущее разных профессиональных сфер. Теперь мой выбор магистратуры станет более осознанным. Я поняла, что ищу не просто направление обучения, а сообщество единомышленников, где мои идеи смогут реализоваться в проектах, — и, как мне кажется, подходящий вариант для меня уже найден.