Исследования показывают, что делегирование приятных задач может сделать их менее приятными.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Люди могут верить, что выполняют задачу по собственному желанию или ради какой-то выгоды.
- Оплата людям за выполнение приятной задачи уменьшает радость от процесса, т.к. считают, что делают это ради денег.
- В новом исследовании было изучено, как возможность заплатить за то, чтобы избежать выполнения приятной задачи, влияет на отношение людей к ней.
- Результаты показали, что когда люди могут заплатить за то, чтобы не выполнять задачу, они считают ее менее ценной и меньше любят ее.
Все, кто там, поднимите руки, если у вас много свободного времени! Есть кто-нибудь? Вероятно, сейчас самое подходящее время для того, чтобы прозвучала пословица о сверчках, а затем многие из вас, вероятно, усмехнутся при мысли о том, что у вас есть куча свободного времени. Вот почему в наши дни многие компании возьмут на себя выполнение некоторых задач, если вы того пожелаете, освободив ваше время. Вот несколько примеров: покупка продуктов, доставка еды из ресторана, приготовление ужина, уборка, выгул собаки или сборка мебели. Возможно, вы готовы и можете заплатить кому-то за выполнение этих задач, потому что ненавидите их или просто не любите. Например, если вы ненавидите ходить за продуктами, вы далеко не одиноки. Недавний опрос показал, что американцы разделены примерно пополам: 49% ненавидят это, а 51% любят. (Хотя я из тех, кто любит, но не осуждаю ни одну из сторон!) Давайте остановимся на продуктах. А что, если вы на самом деле любите ходить за продуктами, но платите кому-то другому, чтобы он занимался этим, чтобы у вас было больше времени? Повлияет ли это на то, как вы отреагируете на идею пойти за продуктами самостоятельно, или на то, как вы будете себя чувствовать, если пойдете в местный продуктовый магазин?
В новом исследовании группа ученых изучала, как люди относятся к задачам, которые доставляют им определенное удовольствие, если они могут заплатить за то, чтобы их не выполнять. Почему этот вопрос вообще может быть актуальным и продуктивным? Во-первых, исследователи отметили, что современная жизнь предлагает множество возможностей сэкономить время, заплатив другим людям за выполнение различных задач. Во-вторых, они сослались на предыдущие научные работы, в которых было показано, что, когда люди получают какое-либо вознаграждение, например деньги, за выполнение определенных задач (занятость является одним из исключений), они склонны приписывать свой стимул к выполнению задачи вознаграждению, а не собственному внутреннему желанию. Развивая эту идею, исследовательская группа пришла к выводу, что, если люди могут заплатить, чтобы избавиться от выполнения определенных задач, которые обычно кажутся им приятными или приносящими удовлетворение (например, раскрашивание, игра со словами или проявление сострадания к другим), это приведет к тому, что они будут считать эти задачи менее ценными. В результате люди будут меньше их любить.
В ходе четырех экспериментов исследователи пришли именно к такому выводу. Эксперименты также исключили другие объяснения, такие как то, что людям не нравится задание, потому что они не чувствуют себя достаточно способными, или потому что они так сильно сосредоточены на выигрыше времени, что не могут получить удовольствие от задания. В конце концов, возможность заплатить, чтобы обойти задание, снизила его кажущуюся ценность и, как следствие, симпатию людей к нему. Побочным эффектом этого является то, что задачи, которые вплетены в повседневную жизнь и могут дать хотя бы некоторую степень простого удовлетворения (например, просмотр хлопьев в продуктовом магазине), могут показаться менее желательными. Другими словами, цена за выигрыш времени, избегая задачи, будет заключаться в меньшем удовольствии от ее выполнения самостоятельно. И для большинства из нас, даже если мы получаем дополнительное время, отказываясь от чего-то вроде покупок в продуктовом магазине, можем ли мы действительно постоянно это откладывать? Вероятно, нет.
Означает ли это, что решением проблемы является отказ от оплаты услуг других людей за выполнение задач за вас? Абсолютно нет. Напротив, это исследование предлагает рассмотреть возможные непреднамеренные последствия такого подхода. Более того, результаты исследования распространяются и на проявления сострадания (например, возможность заплатить, чтобы не писать письма поддержки людям, переживающим тяжелые времена), что также может подрывать участие в мероприятиях, способствующих укреплению человеческих связей. Конечно, по результатам этой работы возникают дополнительные вопросы. На данный момент, прежде чем платить за экономию времени на выполнение задачи, вы можете спросить себя: «Как я хочу себя чувствовать по этому поводу?»
Оригинальная статья на русском языке: Экономия времени: обратная сторона
ПсиБлог.рф — ресурс программы Дистанционного Обучения Психологии
Оригинальная статья: Holly Parker - A Hidden Downside of Paying to Save Time, November 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: психология, таймменеджмент, сознательность, осознанность, аутсорсинг, покупки