Найти в Дзене

Глава Сбера заявил о нечестных правилах маркетплейсов. Селлеры давно говорили об этом

Во время общения с прессой в кулуарах Domclick Digital Forum 26 ноября 2025 года глава Сбера Герман Греф впервые настолько категорично высказался о действующей системе скидок на крупных маркетплейсах. По его словам, если покупатель может получить скидку только при оплате картой банка, принадлежащего самой площадке, - это создаёт недобросовестную, нерыночную конкуренцию, и должно быть отменено. Он назвал такую модель «торговым рабством»: Хочешь купить? Хочешь получить скидку? Значит, ты обязан открыть в таком-то банке карту. Это очевидные абсолютно неравные условия конкуренции, не рыночные условия, это должно быть отменено, — сказал Греф. По словам Грефа, из-за таких практик маркетплейсы недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей в 2025 году (источник здесь). Центробанк во главе с Эльвирой Набиуллиной уже направил в Минэкономразвития предложение ограничить практики маркетплейсов: запретить менять цену в зависимости от способа оплаты и запретить продажу финансовых продуктов дочерних банков
Оглавление

Во время общения с прессой в кулуарах Domclick Digital Forum 26 ноября 2025 года глава Сбера Герман Греф впервые настолько категорично высказался о действующей системе скидок на крупных маркетплейсах.

По его словам, если покупатель может получить скидку только при оплате картой банка, принадлежащего самой площадке, - это создаёт недобросовестную, нерыночную конкуренцию, и должно быть отменено.

🔥 Позиция Грефа

Он назвал такую модель «торговым рабством»:

Хочешь купить? Хочешь получить скидку? Значит, ты обязан открыть в таком-то банке карту. Это очевидные абсолютно неравные условия конкуренции, не рыночные условия, это должно быть отменено, — сказал Греф.

По словам Грефа, из-за таких практик маркетплейсы недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей в 2025 году (источник здесь).

🏛 Позиция регулятора

Центробанк во главе с Эльвирой Набиуллиной уже направил в Минэкономразвития предложение ограничить практики маркетплейсов: запретить менять цену в зависимости от способа оплаты и запретить продажу финансовых продуктов дочерних банков прямо на площадках. По предложению ЦБ, контроль за соблюдением таких правил должна усилить ФАС.

🏛 Позиция маркетплейсов

Ozon прокомментировал, что скидки выполняют важную социальную функцию. Они «позволяют миллионам покупателей получать более выгодные цены в любой точке страны, что особенно важно в малых городах и селах, где у населения невысокие доходы». А «Яндекс Маркет» отказался давать комментарии на эту ситуацию.

🛒 Как это может коснуться селлеров

Если ограничения введут, селлеры могут ощутить:

  • более прозрачные условия конкуренции — без «искусственных» скидок, которые съедают маржинальность;
  • параллельно обсуждается потенциальный пересмотр комиссий, если регулятор решится идти глубже - Греф обратил внимание и на «высокие комиссии» платформ, что тоже влияет на маржу селлеров.
  • возможный перелом в механике продвижения, ведь часть трафика маркетплейсы заводят через собственные карты и программы лояльности.

Но есть и обратная сторона: если маркетплейсам ограничат финансовые инструменты, они могут попытаться компенсировать это еще большим повышением комиссий или платных сервисов.

Так что движение может быть в обе стороны.

Селлеры, как думаете: правда ли Греф “переживает” за комиссии селлеров? Или это просто борьба банков за свою долю на маркетплейсах