Найти в Дзене
Доктор Вялов

«Огонь в глазах, а не пепел выгорания»: Как наставничество становится ключом к спасению и медицины, и науки

Острейший кадровый кризис в практическом здравоохранении и растущая потребность в технологических лидерах для экономики заставляют искать новые, эффективные модели подготовки специалистов. V Конгресс молодых ученых в «Сириусе» показал, что ответ на этот вызов един для всех отраслей — целенаправленное, системное наставничество, встроенное в образовательный процесс с первых же шагов. Однако подходы к его реализации в медицине и в инженерно-технических науках кардинально различаются, порождая принципиально разные результаты. Гордость – вот главная эмоция, которую я испытываю, глядя на цифры этого Конгресса. Мы привыкли думать о науке как об области седовласых академиков, но V Конгресс молодых ученых в рамках Десятилетия науки и технологий ломает этот стереотип. Средний возраст участника – 33 года. Но самое потрясающее – это 45% рост числа кандидатов наук и 39% докторов наук среди молодежи! Представьте: каждый пятый молодой кандидат и каждый третий молодой доктор наук в России сейчас здесь
Оглавление

Острейший кадровый кризис в практическом здравоохранении и растущая потребность в технологических лидерах для экономики заставляют искать новые, эффективные модели подготовки специалистов. V Конгресс молодых ученых в «Сириусе» показал, что ответ на этот вызов един для всех отраслей — целенаправленное, системное наставничество, встроенное в образовательный процесс с первых же шагов. Однако подходы к его реализации в медицине и в инженерно-технических науках кардинально различаются, порождая принципиально разные результаты.

Гордость – вот главная эмоция, которую я испытываю, глядя на цифры этого Конгресса. Мы привыкли думать о науке как об области седовласых академиков, но V Конгресс молодых ученых в рамках Десятилетия науки и технологий ломает этот стереотип. Средний возраст участника – 33 года. Но самое потрясающее – это 45% рост числа кандидатов наук и 39% докторов наук среди молодежи! Представьте: каждый пятый молодой кандидат и каждый третий молодой доктор наук в России сейчас здесь, в «Сириусе». Их глаза горят, а в головы уже сейчас рождаются технологии завтрашнего дня. Это мощнейший сигнал: страна получила уникальное, мотивированное поколение ученых, которое не собирается останавливаться на достигнутом.

Инженеры и ученые: «Встроенный» в профессию код с первого курса

В рамках секций, посвященных кадрам для технологического лидерства, неоднократно звучала модель, которую можно назвать «непрерывной производственной интеграцией». Ее суть — в раннем и плотном погружении в реальную профессиональную среду.

Студенческие кружки и научные общества, о которых подробно говорили на конгрессе, — это не кружок по интересам, а стартовая площадка для карьеры. Сюда студентов отбирают и «прикрепляют» к реальным проектам уже на 1-2 курсах. Они работают бок о бок с наставниками-практиками из индустрии («Ростех», «Росатом», ОДК) над конкретными задачами. Критерий успеха здесь осязаем и материален: созданный продукт, решенная инженерная проблема, работающий код.

К третьему курсу талантливый студент уже является полноценным младшим членом команды, часто официально трудоустроенным. К моменту получения диплома он обладает не просто теоретическими знаниями, а опытом, сопоставимым с несколькими годами работы. Его глаза горят, потому что он на протяжении всей учебы видел прямой результат своего труда и чувствовал свою востребованность. Риск выгорания здесь ниже, так как профессиональный рост и ощущение полезности идут рука об руку с учебным процессом.

Медицина: Разрыв между теорией и практикой и попытки его преодолеть

В медицине исторически сложилась иная парадигма. Врач-наставник появляется в жизни студента всерьез лишь на этапе ординатуры. Долгие годы учебы проходят в отрыве от реальной клинической практики, заполненные теорией и короткими, часто формальными практиками. Критерием успеха долгое время является сдача экзамена, а не спасенная жизнь, что отдаляет момент получения настоящего профессионального удовлетворения.

Столкновение с колоссальной ответственностью и человеческой болью происходит на уже поздних, перегруженных этапах обучения, часто без должной психологической поддержки. Это классический путь к эмоциональному выгоранию, когда идеализм и энтузиазм сталкиваются с суровой реальностью, к которой молодой специалист оказывается не готов.

На Конгрессе были представлены новые инициативы, призванные сломать эту парадигму:

  1. Институт наставничества. На отдельной сессии подчеркивалось, что для молодого врача наставник — это не просто учитель, а проводник в мир клинического мышления. Тот, кто учит видеть пациента целиком, анализировать неочевидные симптомы и принимать решения в условиях неопределенности. Эта «неформализуемая» компетенция передается только из рук в руки.
  2. Производственная аспирантура. Для медицины эта модель означает, что аспирант проводит исследования не в отрыве от клиники, а прямо в лечебном учреждении, решая конкретные задачи. Его наставниками становятся и ученый, и практикующий врач-куратор, что позволяет сразу «переводить» науку в практику.
  3. Обновление роли преподавателя. В рамках «Диалога лидеров» отмечалось, что современный наставник в медицине должен быть не просто лектором, а мотиватором и фасилитатором, обладающим педагогическими и психологическими навыками, чтобы удерживать интерес студента и предотвращать выгорание.

Синтез опыта: Что медицина может перенять у инженеров?

Главный вывод, который напрашивается при сравнении двух моделей, — необходимость для медицины заимствовать принцип «раннего средового погружения».

Суть новых инициатив не просто в том, чтобы «ускорить» подготовку врача, а в том, чтобы качественно изменить ее траекторию. Нужно создавать среду, где студент-медик с первых курсов окружен носителями профессиональной культуры и постепенно, под чутким руководством наставников, включается в реальный рабочий процесс.

Когда молодой врач приходит в систему не после многолетней оторванной от реальности теории, а пройдя путь последовательного, наставнического вхождения в профессию, у него гораздо больше шансов на быструю адаптацию. Но что важнее — у него остаются «горящие глаза». Он видит в сложных случаях профессиональный вызов, а не угрозу, и чувствует поддержку своей команды. Именно такая среда, воспитанная через системное наставничество, станет главным магнитoм для талантов и лекарством от кадрового голода в отечественном здравоохранении.