Позволь мне рассказать о том, как идут дела
Новости какие в нашем маленьком городке
Яков бросил пить, его жена вчера родила
Ну, а у меня пока, пока всё о'кей!
(с) ЧиЖ
Когда я говорю, что, мол, нет новостей у нас, — лукавлю. Ибо пантера Талия, вон, замыслила побег из зоопарка, погнула чугунные прутья двери своей отгонки... а ещё пятый космонавт от Иркутской области 27-ого ноября стартанул с Байконура... 27-ого же у нас в городе закрыли польское консульство (последнее, кажется, в России уже). Танк на 1-ой Советской покрасили, обновили, но не развернули (и хорошо! — зачем? — мы не в Калининградской области, чтобы придавать ему необходимые позы)... но главное, конечно, приход зимы:
И начало поста. Вчера, видимо, в честь него была такая замысловатая гамма вечерней службы. Шла и думала: — Наверное, это Артур Псарёв играет. Потому что слишком... модерново, необычно. Но настроение было бодрым!..
Да, как в новостях промелькнула новость про польское консульство, то предсказуемо народ лениво всколыхнулся:
- А что в такой глуши как Иркутск делало это самое консульство?
Иркутяне терпеливо отвечали, что здесь была политическая ссылка. И в далёкие времена, когда Царство Польское было частью Российской империи, поляки регулярно восставали против русского царя и боролись за свою свободу. В советское время это было социально одобряемо (напоминаю). Поэтому в Иркутске есть улица Польских повстанцев - от костёла уходит в сторону хлебозавода и Триумфальной арки...
В Иркутском Художественном музее имени Владимира Платоновича Сукачёва
(кстати, лучшими друзьями Сукачёвых были Шостаковичи... да-да, бабушка и дедушка знаменитого композитора) хранится, наверное, самая известная картина о ссылке:
Картина эта была передана в дар иркутскому музею в 1963 году.
Художник Витольд Прушковский в юности три года учился в Париже у русско-польского живописца Тадеуша (Фаддея) Горецкого - его часто знают как зятя Адама Мицкевича.
Картина «Смерть Ангелли» написана на основе поэмы Словацкого «Ангелли», посвященной ссыльным полякам.
На сайте иркутского художественного музея пишут:
"Эффектно решена композиция вертикального холста, окрашенная романтическими переживаниями по рано оборвавшейся молодой жизни, олицетворяющей польскую душу. Тревожно звучание ее цветовой гаммы: алого зарева, снега с распростертым на нем прекрасным юношей, светлого платья с голубоватыми оттенками скорбящей возлюбленной в виде ангела. По свидетельству современников, картину Прушковского знала вся Польша".
Ещё я у этого художника очень люблю картину "Сумерки":
Мы с вами в музее этом бывали не раз, но лучше всего там именно зимой:
Трудно поверить, что раньше это было здание мужской гимназии, здесь учился мой прадедушка. Он был из города Зима (с заимки), но отец отправил его и младшего брата учиться в город. Это позволило ему в трудные послевоенные (имеется в виду Гражданская) годы работать бухгалтером. Можно с тем же успехом написать "предвоенные годы" - тридцатые. Успел поработать и в Зиме, и в Листвянке... умер он рано, поэтому бабушка всегда рассказывала лишь конец учебного года, когда он в мае разболелся, сильно кашлял, она полезла показать ему свой табель с отметками, а он уже только рукой махнул, а наутро умер...
Меж тем начинается Адвент... сама я ещё ничего не зарядила дома, но тут куда ни зайди - уже вовсю всё украшено, и я думаю: в девяностые мы считались чудиками, т.к. наряжали ёлку до 24-го декабря, а праздновали 25-го (как в Англии). Теперь всюду заряжают ёлки в ноябре и... никого это не смущает!..
В этом году я отдежурила по школе в октябре, а до этого лет пять писала каждый год в декабре, мол, наступила Эпоха Дежурства по стране (зачёркнуто) по школе. В дни дежурств нужно выходить из дома так рано, что даже школьников и собачников не встречаешь... нет, на самом деле парочку бодрых людей с собаками утром встретила и содрогнулась, что кто-то это за подвиг явно не считает, если может... первый, кого увидела, у подъезда ещё - самолёт. Всегда его считаю существом одушевлённым (ибо он набит людьми как стручок горошинами, зная наши реалии!), но в морозные утра, когда "по ощущениям минус тридцать два", и я верю в чьи-то ощущения, согласна с ними, не смотрю на формальные двадцать семь, ибо это без учёта ветра, который заставит себя учитывать и уважать, стоит оказаться между двух домов... так вот! - самолёт в такую погоду с таким трудом рычит по небу словно преодолевает Небесное Сопротивление, и самолёт словно консервный нож - с трудом вспахивает банку сгущёнки.
В морозном тумане я даже не могу понять, что надо мной взлетает - S7 или Аэрофлот? - только огни мерцают сквозь голубой и плотный туман.
Далее я преодолеваю тьму просто несущейся ракетой, которая почему-то летит вертикально вбок... и на ножках. И встречаю только пару сильных сибирских женщин в шубах, которые везут детей в детские сады на суперсанках. Гений тот, кто придумал сани на колёсах, ибо это удобно - у них отличная проходимость в условиях асфальтовых джунглей. В детстве всё отравлял этот мерзотный звук полозьев по асфальту... и вроде бы проще встать и пойти рядом, но бодрый родитель ведь всё преодолеет и потерпит несколько секунд скрежета, да? но это была прямо ложка дёгтя.
Санки были с жёлто-зелёными дощечками, с алюминиевой спинкой, со шкурой убитого животного, привязанной к спинке. Королевское ложе. Лежишь и смотришь на звёзды в щёлку между шапкой и шарфом, покрытым сединой дыхания. И в тёплые дни можно наблюдать звёзды и луну.
Но чаще - просто синюю и чёрную мглу, которую хоть ложкой ешь сегодня... и так редко - белые звёзды снега, падающие на лицо и в раскрытый рот... мне иногда кажется, что в Сибири снега в скудные годы (24-ый, например, 21-ый, 19-ый...) выдают порционно и десертными ложками. Бывают зимы, когда октябрьский грязный снег, припудренный сажей, гоняют ветра с газона на газон этак до февраля. Ну да ещё Пушкин писал "зимы ждала-ждала природа, снег выпал только в январе... на третье в ночь" - спасибо и на том, что всё-таки не в январе, правда?
Зато потом неумолимое золотое солнце встаёт сперва в серебре, а потом осыпается золотом со всех веток, льёт расплавленное золото во все окна, но не так беспощадно как в марте, а нежно и чуточку отстранённо. И дни светятся золотом мандаринов, плывут короткие, обжигая лёгкие, обваривая лицо, сковывая сердце, но не больно и не сильно... именно так, как я люблю - всё для меня приходит в гармонию - день становится коротким, ночь - долгой. Тьмы и смерти много, света и жизни мало, всё в гармонии со мной, и я черпаю силу на целый год, ибо лето мне надо пережить, а зима происходит сама по себе, одаривая тебя какими-то родными и тёмными силами:
А сейчас снега вдосталь - и это хорошо...