Найти в Дзене
Особое дело

Он обвёл вокруг пальца всю верхушку СССР. Невероятная история безногого афериста

Конец 40-х, Советский Союз. В послевоенной стране, где каждый человек был на счету, а подвиг фронтовика вызывал безграничное уважение, в кабинеты высших руководителей приходит скромный капитан с двумя звёздами Героя на груди. Он рассказывает истории о боях, о потере ног в горящем танке и просит о помощи. И ему помогают: выделяют деньги, одежду, мебель и даже квартиры. Никто из них не догадывался, что перед ними не герой войны, а Вениамин Вайсман — гениальный аферист и один из самых дерзких мошенников в истории страны. Криминальный талант Вениамина Вайсмана, родившегося в 1914 году в Житомире, проявился рано. Его отец был уважаемым учителем, но направить сына по правильному пути не смог. Свою первую кражу Веня совершил в девять лет, после чего неоднократно привлекался к ответственности. Его жизнь превратилась в череду преступлений и наказаний. Он промышлял карманными кражами, грабил прохожих, "обносил" квартиры и даже, по слухам, участвовал в хищениях на железной дороге. В 1934 году Ва

Добрый день!

Конец 40-х, Советский Союз. В послевоенной стране, где каждый человек был на счету, а подвиг фронтовика вызывал безграничное уважение, в кабинеты высших руководителей приходит скромный капитан с двумя звёздами Героя на груди. Он рассказывает истории о боях, о потере ног в горящем танке и просит о помощи. И ему помогают: выделяют деньги, одежду, мебель и даже квартиры.

Никто из них не догадывался, что перед ними не герой войны, а Вениамин Вайсман — гениальный аферист и один из самых дерзких мошенников в истории страны.

Вениамин Вайсман. Фото © petrovka-38.com / Центральный музей МВД России
Вениамин Вайсман. Фото © petrovka-38.com / Центральный музей МВД России

Криминальный талант Вениамина Вайсмана, родившегося в 1914 году в Житомире, проявился рано. Его отец был уважаемым учителем, но направить сына по правильному пути не смог. Свою первую кражу Веня совершил в девять лет, после чего неоднократно привлекался к ответственности. Его жизнь превратилась в череду преступлений и наказаний. Он промышлял карманными кражами, грабил прохожих, "обносил" квартиры и даже, по слухам, участвовал в хищениях на железной дороге.

В 1934 году Вайсман получил очередной серьёзный срок. Вернувшись из заключения, он, казалось, решил остепениться: устроился токарем на завод, быстро стал передовиком, его фотография появилась на Доске почёта. Бывшего заключённого даже представили к ордену Трудового Красного Знамени. Но получить награду ему было не суждено — анкета с криминальным прошлым не позволила. Этот отказ, возможно, и стал поворотным моментом. Размеренная жизнь ему быстро наскучила, и он снова взялся за старое.

Окончательно судьбу Вайсмана изменила зима 1944 года. Совершив очередной побег из лагеря в Коми, он заблудился в тайге и получил сильнейшее обморожение. Последствия для здоровья были необратимыми. После этого его, как получившего инвалидность, амнистировали и выставили за ворота лагеря.

Вайсман увидел в своём увечье новый, уникальный шанс. Так умер вор Веня Житомирский и родился «герой войны, гвардии капитан Кузнецов».

Вениамин Вайсман
Фото: Прайм Крайм
Вениамин Вайсман Фото: Прайм Крайм

Через старые связи он раздобыл поддельный паспорт, сшитую на заказ офицерскую форму и, самое главное, две фальшивые медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, которые было не отличить от настоящих. Он придумал себе безупречную легенду: командир танка, горел в бою под Берлином, спасая экипаж, где и потерял ноги. С этим «спектаклем» Вайсман и отправился покорять Москву.

Вайсман оказался гениальным актёром и психологом. В послевоенное время попасть на приём к руководителю высокого ранга было не так уж сложно, и он начал свой обход сталинских министерств. Каждому Вайсман рассказывал свою историю, тонко подстраиваясь под собеседника. Министру речного флота он представлялся бывшим мотористом Амурского пароходства. Министру пищевой промышленности — зоотехником. Говорил уверенно, со знанием дела, вплетая в разговор профессиональный жаргон. Он играл на самом святом — на уважении к подвигу фронтовиков и сочувствии к человеку, отдавшему здоровье за Родину. И ему верили.

Руководители ведомств искренне хотели помочь «герою». Его добыча была невероятной. Министр речного флота Зосима Шашков выделил ему 800 рублей и дорогие ткани. Министр пищевой промышленности Василий Зотов — 2000 рублей и множество промышленных товаров. Министр финансов Арсений Зверев обеспечил его продовольствием на огромную по тем временам сумму в 20 тысяч рублей. Всего он обошёл 26 министров.

Зосима Шашков
Фото: Cruiseinform.ru
Зосима Шашков Фото: Cruiseinform.ru

Аппетиты Вайсмана росли. У президента Академии наук Сергея Вавилова аферист добился направления в лучший протезный институт, где для него бесплатно изготовили самые современные протезы. У секретаря ЦК КП(б) Николая Патоличева мошенник и вовсе попросил трёхкомнатную квартиру в центре Киева, на Крещатике. Впечатлённый «героем», Патоличечев лично позвонил в Киевский обком с требованием обеспечить «капитана Кузнецова» жильём.

Два года лже-герой был неуловим. Вайсман жил на широкую ногу, большую часть денег проматывая в ресторанах, но не забывая и о семье. Однако самонадеянность его погубила. Летом 1947 года на приёме у министра авиационной промышленности Хруничева комбинатор допустил роковую ошибку. Рассказывая свою легенду, он неосторожно обмолвился, что был однополчанином Василия Сталина.

Василий Сталин
Фото: Public Domain / Wikimedia
Василий Сталин Фото: Public Domain / Wikimedia

Хруничев, хорошо знавший сына вождя, при следующей встрече передал тому привет от «сослуживца Кузнецова». Василий, разумеется, никакого Кузнецова не помнил. Об инциденте доложили Иосифу Сталину, который приказал немедленно найти и проверить наглого визитёра.

За Вайсманом началась настоящая охота. Преступника задержали, когда тот пришёл на очередной приём к одному из министров. Несмотря на масштаб аферы, приговор по тем временам был относительно мягким — девять лет заключения.

Как только Вайсман покинул стены исправительного учреждения в 1959 году, он сразу явился в МУР. Там бывший аферист, заработавший в лагере туберкулёз, клятвенно заверил оперативников, что окончательно завязал с криминальной жизнью, и попросил устроить его в какой-нибудь дом инвалидов. Ему помогли, отправив в специализированное учреждение в Оренбургской области, где он не терял времени даром. Сдержав слово, данное милиции, Вайсман больше не мошенничал, а наоборот — используя острый ум, вычислил директора-коррупционера и сдал его властям. Умер Вайсман в 1969 году.