Найти в Дзене

Музею «Мосфильма» – 25 лет!

НАЧАЛО Истоки музея уходят в середину 1950-х, когда по инициативе легендарного директора «Мосфильма» Ивана Пырьева на студии всерьез задумались о сохранении своего наследия. Любопытно, что сама идея витала в воздухе еще с 1930-х годов: о большом государственном научно-кинематографическом центре мечтали Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. Но их грандиозному замыслу суждено было сбыться позже. В 1956 году музей был открыт. Его первой экспозицией стала большая фотовыставка, посвященная истории киностудии. Располагался музей на четвертом этаже главного корпуса и был, скорее, представительским залом для гостей, где выставлялись плакаты, фотографии и награды «Мосфильма». Чтобы собрать ценнейшие материалы, в студийной газете «Советский фильм» напечатали горячий призыв: «Товарищей, у которых имеются такого рода материалы, мы просим передать их в музей, где они станут общественным достоянием, будут экспонированы для всеобщего обозрения и явятся ценным вкладом в дело изучения истории советск
Что общего у мечты Эйзенштейна, автомобильным гаражом и аплодисментами в конце экскурсии? Всё это — вехи истории музея «Мосфильма», который в текущем году отмечает свой 25-летний юбилей. Его история — это не про пыльные витрины, а про живое, дышащее кинопроизводство. Про автомобили, которые могут уехать на съёмки, про декорации, в которых снимаются и сегодня, и про гидов, чьи рассказы заставляют туристов менять профессию. Как создавался этот уникальный уголок киномагии и почему его обожают гости со всего мира — в материале Mosfilm.ru
Что общего у мечты Эйзенштейна, автомобильным гаражом и аплодисментами в конце экскурсии? Всё это — вехи истории музея «Мосфильма», который в текущем году отмечает свой 25-летний юбилей. Его история — это не про пыльные витрины, а про живое, дышащее кинопроизводство. Про автомобили, которые могут уехать на съёмки, про декорации, в которых снимаются и сегодня, и про гидов, чьи рассказы заставляют туристов менять профессию. Как создавался этот уникальный уголок киномагии и почему его обожают гости со всего мира — в материале Mosfilm.ru
Музею «Мосфильма» – 25 лет!

НАЧАЛО

Истоки музея уходят в середину 1950-х, когда по инициативе легендарного директора «Мосфильма» Ивана Пырьева на студии всерьез задумались о сохранении своего наследия. Любопытно, что сама идея витала в воздухе еще с 1930-х годов: о большом государственном научно-кинематографическом центре мечтали Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. Но их грандиозному замыслу суждено было сбыться позже.

В 1956 году музей был открыт. Его первой экспозицией стала большая фотовыставка, посвященная истории киностудии. Располагался музей на четвертом этаже главного корпуса и был, скорее, представительским залом для гостей, где выставлялись плакаты, фотографии и награды «Мосфильма».

Чтобы собрать ценнейшие материалы, в студийной газете «Советский фильм» напечатали горячий призыв: «Товарищей, у которых имеются такого рода материалы, мы просим передать их в музей, где они станут общественным достоянием, будут экспонированы для всеобщего обозрения и явятся ценным вкладом в дело изучения истории советской кинематографии».

И мосфильмовцы откликнулись! Со всех цехов и отделов стали поступать сценарии, эскизы, стенограммы обсуждений, фотографии. Этот бесценный фонд, систематизированный и сохраненный, стал золотым запасом для изучения истории не только студии, но и всего отечественного кинематографа.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА – МУЗЕЮ БЫТЬ! О ВДОХНОВИТЕЛЯХ И СОЗДАТЕЛЯХ

Новая жизнь музея началась на рубеже тысячелетий. В начале 2000-х экскурсионная деятельность зародилась в некотором роде стихийно: ею занялся информационный центр «Мосфильминфо» под руководством Гаянэ Амбарцумян. Сначала это были разовые мероприятия – вроде недель Московского международного кинофестиваля на «Мосфильме», но спрос рос как снежный ком! Группы посетителей водили по обширной территории киностудии — знакомили с историей «Мосфильма», работой цехов, павильонов, речевых и шумовых ателье Тонстудии и пр.

Но довольно быстро сотрудникам «Мосфильминфо» стало сложно совмещать основную работу с экскурсиями, на которые уходило не менее полутора-двух часов. И здесь решающую роль сыграла воля генерального директора «Мосфильма» Карена Георгиевича Шахназарова — именно по его инициативе экскурсии выделили в отдельное направление.

Так, в 2000-м году, музей обрёл свой первый настоящий дом — в здании, где раньше был механический цех, а в лихие 90-е и вовсе размещался… автосервис! Началось всё с двух залов, где сначала были выставлены ретроавтомобили. Постепенно экспозиция росла: добавился третий зал с костюмами, затем появился «макетный» зал (позже экспозиция операторской техники, световых приборов и другого раритетного кинооборудования).

Ключевым этапом стал период около 2009-2010 годов, когда реставрационные мастерские, располагающиеся по соседству, окончательно освободили помещения. Это дало пространство для манёвра. Знаменитый художник-декоратор Людмила Кусакова создала новую, постоянную экспозицию, доступную посетителям и сегодня. Именно ей музей обязан своим узнаваемым стилем — яркими красно-желтыми и синими стенами, красочным оформлением ворот и костюмной комнаты. Людмила Михайловна – автор декораций, создатель костюмов к фильмам «Яды или Всемирная история отравлений», «Цареубийца», «Андерсен. Жизнь без любви» и многих других. Яркие, красочные и самобытные – сегодня они представляют настоящие «жемчужины» музейного собрания.

Подпись: Художник Л.М. Кусакова (1935 - 2020), натурная площадка «Старая Москва», костюмы из фильма «Яды, или Всемирная история отравлений», архивное фото

Формирование постоянного маршрута было связано с появлением новых точек притяжения. В 2003 году для фильма «Всадник по имени Смерть» Людмила Кусакова спроектировала масштабную декорацию «Старая Москва». Уже с 2004 года её открыли для экскурсий, и это событие стало настоящим прорывом. С каждым новым годом музей превращался в огромный лабиринт, полный кинематографических чудес! Например, в 2007-м в экскурсионном маршруте появилась инсталляция с аниматроникой «Вий», оживляющая кульминационную сцену из фильма. В 2010-м - декорация интерьеров Русской православной церкви в 14-м павильоне. В 2013-м – экспозиция военной техники, включая танк из картины «Белый Тигр». В 2020-м в фойе главного корпуса открылась экспозиция наград «Мосфильма» за всю 100-летнюю историю киностудии

Но музей — это не только стены. Это люди. Первым официальным гидом стала Людмила Журавлева. На протяжении многих лет узнаваемыми и любимыми лицами музея для экскурсантов являются Наталья Фомичева, Елена Морозова – нынешний руководитель мосфильмовского Экскурсионного бюро. Коллектив музея небольшой – график сотрудников расписан на месяцы вперед.

Подробнее на нашем сайте https://www.mosfilm.ru/about/news/muzeyu-mosfilma-25-let/