Зачем трехлетке коллектив? Поговорим о социализации ребенка в детском саду.
✨ Зачем трехлетке общение с другими детьми?
✨ Идти ли в садик, если малыш плохо говорит?
✨ Вежливость и социальные нормы в первом коллективе.
Пока ребенок не достиг школьного возраста, он, в представлении взрослых, свободен от общественных обязательств посещать детское учреждения. К вам не придут из органов опеки, чтобы строгим голосом поинтересоваться, почему же ваш малыш не посещает дошкольное учреждение, как большинство ровесников. Домашние дети, которые вместо садика проводят время с мамой, бабушкой или няней: гуляют на площадках, посещают занятия – вполне распространенная тема, особенно если малыши часто болеют. Порой складывается впечатление, что это более благополучная среда для развития индивидуальности ребенка, качественных индивидуальных развивающих занятий и близкого общения, где есть место привязанности к заботливому взрослому. Ведь в садике на одного воспитателя приходится целый коллектив малышей, которым уделить достаточно времени и внимания физически сложно. Дискуссия о том, стоит ли идти в сад трехлетке, стара как мир. Одни взрослые за коллектив в активном взрослении ребенка, другие – против, считая, что так ломается через колено индивидуальность малыша. Здесь стоит рассматривать не абстрактного кудрявого ангелочка неопределенного возраста, а малыша вполне конкретного периода развития личности. Именно в три года интерес к обществу и контактам с другими людьми выходит на новый уровень. Домашний мир с его ограниченным кругом общения становится тесен ребенку.
🙌 Какую же роль в социальных и коммуникативных навыках ребенка играет именно садик?
✅ Опыт контакта как с ровесниками, так и с посторонними взрослыми. Если до садика ребенок обычно встречал детей на прогулке в ситуации игры или исследования детской площадки, то в садике малыш видит практически полный цикл жизни людей, похожих на него самого. Они переодеваются, кушают, просятся в туалет, капризничают, конфликтуют. Ребенок получает возможность наблюдать. Чужие взрослые раньше тоже для него были совсем другими, ведь все общение с внешним миром людей осуществлялось через маму. Чужая тетя обычно не трогала, не задавала вопросов, не предъявляла требований, не утешала в моменты отчаянного ожидания мамы со слезами в три ручья. Это важный этап адаптации ребенка к новым условиям и получения автономного эмоционального опыта.
📣 Анна, мама четырехлетней Кати, рассказала: «В первый год в садике много болели и трудно каждый раз втягивались снова начинать ходить. Даже думала бросить это дело. Но однажды пришла забирать Катю, когда группа собиралась на прогулку. Катя не сразу меня увидела, и я смогла понаблюдать за ней. Я поразилась, насколько она организованнее в саду. Да, я понимаю, что она очень хотела, чтобы воспитательница ее похвалила и в пример поставила, Катя такое любит, но ведь дома она такие концерты закатывала бабушке с одеванием, когда оставалась с ней в период выздоровления. Я задумалась над тем, какой это важный для Кати опыт - делать что-то одновременно с такими же малявочками. Ведь дома она одна на толпу взрослых. А бабушка у нас реально в попу дует, ведь внучка поздняя».
✅ Знакомство с нормами поведения и уроки этикета. Ребенок в саду сам оказывается в ситуации усвоения моделей поведения и закрепляет их, наблюдая за остальными. Ежедневно повторяются приветствия, прощания, пожелания приятного аппетита, благодарность за игрушку или помощь. Многократно повторяемые изо дня в день ситуации формируют нужные автоматизмы и модели поведения.
📣 Алина, мама трехлетней Василисы, поделилась: «Раньше мы дома учились вежливости. Я читала Василисе книжки про вежливость, разыгрывала сценки с игрушками. Сейчас много примеров конкретных игр у мам-блогеров. Дочка с удовольствием играла, но вот в жизни вежливые слова не произносила, только за мной повторяла. Три месяца ходим в садик, и тут она выбегает из группы, увидев, что я за ней пришла, и кричит при этом: «До свидания!» нянечке. Я поразилась, как это было естественно. Моя дрессировка с игрушками точно не была такой эффективной».
✅ Необходимость диалога с окружающими. Это дома близкие обычно понимают милые искажения и упрощения ребенком знакомых слов. У малыша может не быть стимула совершенствования речи, ведь его и так понимают. В садике необходимо пытаться сообщить о своих потребностях, начинать сотрудничество или уметь просить о помощи. Стоит понимать, что даже хорошо разговаривающий ребенок часто теряется в общении в саду, поскольку для него пока речь и социальный опыт не идут рука об руку. Малыш может стесняться, бояться, стрессовать или протестовать с помощью упорного молчания или плача без внятных и конструктивных пояснений своих желаний.
📣 Вера, мама пятилетнего Димы, рассказала: «Дима очень мало говорил лет до 4. Я переживала, что в садике его просто не поймут. Но все же начиталась про запуск речи в саду и решилась отдать. Первый период был трудным, реально Дима молча скулил, когда я выходила из группы, и почти не контактировал с остальными. Потом стал за столом говорить немного, когда его спрашивали, дать ли там компот. Постепенно Дима освоился и стал то словом, то жестом показывать свои желания и чувства. По весне уже вполне мог общаться, только вот звуки многие не выговаривает. Сейчас как раз пойдем на комиссию, чтобы узнать, нужен ли нам логопедический сад. В нашем случае речь реально включилась в саду, до этого только с близкими был скудный диалог».
📌 Действительно, дети чаще подражают другим детям, а не взрослым, ведь именно с детьми они себя начинают идентифицировать в коллективе. Не стоит лишь бросать ребенка в этот водоворот общения без поддержки и самого внимательного отношения к адаптации. Для ребенка этот речевой опыт и формирование значительных нейронных связей оказывают огромную нагрузку на нервную систему, что может отражаться на непослушании, негативизме, склонности к простудным заболевание для передышки в социализации. Помните и о том, что малыши расширяют свой словарь и с помощью речи взрослых, поэтому грамотная и внятная речь воспитателя или нянечки очень важна.
✅ Формирование самооценки. Трехлетка активно сравнивает самого себя с окружающими. Именно поэтому он так азартен в соревнованиях, расцветает от похвалы, злится на сравнение не в свою пользу. Сейчас малыш формирует образ самого себя, идентифицирует себя с представителями своего пола, выражает собственные симпатии и антипатии. Ребенок видит и отношение других малышей с их родителями, учится манипуляции и старается самого себя представить в наиболее выгодном свете.
📣 Мария, мама четырехлетнего Гоши, рассказала: «Раньше Гоша как будто прощупывал дома, что можно, что нельзя, а что получится продавить, если нельзя, но очень хочется. А вот в садике он как будто увидел, зачем же эти правила нужны. Однажды хулиганил в раздевалке и не одевался. Воспитатель оставила его в группе с няней, а сама пошла с остальными детьми на улицу, сказав Гоше, что все вспотели уже, пока его ждали. Он сначала все в окно им стучал и злился. А вот нянечка ему спокойно говорила, почему он не гуляет. Теперь Гоша старается одеться в первых рядах. Это не очень качественно получается, но зато быстро, чтоб похвалили за скорость. Гордый такой стоит в перекошенном комбинезоне, как победитель».
Безусловно, коллектив садика - бесценная социальная среда для новых и интересных возможностей общения. Именно родители способны оценить, насколько она комфортна для их ребенка, помочь ему в адаптации, уделить внимание ситуациям, которые тревожат малыша, или пояснить ему непонятные моменты коммуникации окружающих. Садик — это не просто место, где ребенок проводит время. Это важный этап в его развитии, который помогает ему стать самостоятельным, уверенным и готовым к жизни в обществе.