Найти в Дзене
alexunited

"Я не готовлюсь к урокам!"

Представляете себе, чтобы учитель прямо и открыто заявил, что не готовится к урокам? Не смущаясь, не стесняясь - бравируя тем, что написал конспекты "сто лет назад" и пользуется ими вообще без изменений по сей день. Вы бы что о таком учителе подумали? Позорище и стыд, откуда это чудо свалилось на нашу голову, верно?.. Знакомьтесь - Елена Аркадьевна Чистякова. По её собственному утверждению - (бывший) учитель математики. Вот что написано в описании её сообщества ВК: Меня зовут Елена Аркадьевна. Мне 56. Я учитель математики и репетитор. В настоящее время я не преподаю, и моя основная деятельность - это передавать накопленный опыт своим молодым коллегам в проекте "ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ". "Передавать накопленный опыт" в понимании Елены Аркадьевны означает продавать свои методические материалы, подозрительно напоминающие не то в спешке "содранные" с бесплатных методических ресурсов (коих в интернете великое множество), то ли слепленные на коленке. Масштаб продажнической деятельности, впрочем,

Представляете себе, чтобы учитель прямо и открыто заявил, что не готовится к урокам? Не смущаясь, не стесняясь - бравируя тем, что написал конспекты "сто лет назад" и пользуется ими вообще без изменений по сей день. Вы бы что о таком учителе подумали? Позорище и стыд, откуда это чудо свалилось на нашу голову, верно?..

Знакомьтесь - Елена Аркадьевна Чистякова. По её собственному утверждению - (бывший) учитель математики. Вот что написано в описании её сообщества ВК:

Меня зовут Елена Аркадьевна. Мне 56. Я учитель математики и репетитор. В настоящее время я не преподаю, и моя основная деятельность - это передавать накопленный опыт своим молодым коллегам в проекте "ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ".

"Передавать накопленный опыт" в понимании Елены Аркадьевны означает продавать свои методические материалы, подозрительно напоминающие не то в спешке "содранные" с бесплатных методических ресурсов (коих в интернете великое множество), то ли слепленные на коленке. Масштаб продажнической деятельности, впрочем, впечатляет - в ВК у неё больше 50 тысяч подписчиков, 2 с чем-то тысячи в Telegram; "уникальные авторские методические материалы" её продаются в разных интернет-магазинах. Судя по всему, сей инфоцыганский бизнес идёт неплохо, замученные работой учителя, не имеющие достаточно свободного времени на тщательную подготовку к своим урокам покупают "волшебную таблетку", надеясь, что "опытный учитель и методист" всё за них предусмотрела. Тем более, она сама продвигает кощунственную идеологию - что при работе по её материалам можно вообще не готовиться, даже не надо перед уроком открыть раздаваемые материалы и прочесть, освежить в памяти предлагаемую ученикам тему.

-2

Вот тут - просто шедеврально. Нет, я, конечно, понимаю, что это обыкновенная манипуляция, суть которой - "купите мои конспекты", любой инфоцыган делает примерно так же, создавая несуществующую проблему и игнорируя очевидные пути её решения, продвигает свой продукт. Но серьёзно: "заглянуть в учебник - не вариант" - это как, это почему? Да загляни ты в этот учебник хоть за минуту до урока, если боишься, что "странно будет выглядеть учитель забывший тему". Помнить, о чём говорили на прошлом уроке, если от него остались материалы - необязательно, тоже достаточно заглянуть в них разок.

У меня в этом году очень много групп и уроков, и я в начале занятия не всегда помню, что было на предыдущем. Я открываю соответствующий файл в папке и читаю. Есть презентация - достаю, нет презентации - пишу на доске. Никакие "опорные конспекты", тем более слепленные кем-то на все случаи жизни, мне не нужны и не помогут. Потому что я учу, а не изображаю бурную деятельность по обучению. Судя по популярности материалов Елены Аркадьевны, учителям в школе идея учить вообще не близка.

-3

Я давно говорю, что "учитель-мастер" (то есть учитель, который уверен в своей абсолютности) не готовится к урокам, а проводит их из года в год по одной и той же методичке, написанной им сто лет назад, ничего не меняя. Мне нередко на это возражают, что якобы не бывает такого, что все опытные учителя всегда адаптируют материал под конкретный класс (как, разумеется, и следует делать). А что вы тогда скажете про Елену Аркадьевну? Это типичный "учитель-мастер" с самомнением "великого методиста", которая настолько довела своё мастерство в "методически идеальном преподавании", что реально считает себя вправе на все случаи жизни рекомендовать свои собственные материалы.

Безусловно, систематизация теоретического материала и заданий, проведённая ею, это непростая методическая работа, и я вовсе не исключаю, что в качестве дополнительного источника подготовки уроков они впрямь могут сэкономить учителю время и силы - но у действительно хороших учителей-методистов эти же самые материалы попросту бесплатно лежат в открытом доступе. Взять хотя бы великолепных Дмитрия Дмитриевича Гущина (на минуточку, Учитель года 2007) и Игоря Вячеславовича Яковлева. Любому из них я, уж извините, доверяю в методическом плане на порядок больше, чем какой-то левой тётке, которая за "уникальные авторские материалы" ещё и берёт с нищих коллег деньги.

-4

Но у инфоцыган другие ценности. Они несут в массы им одним видимый свет, они агрессивно рекламируют насильственное причинение добра. Они врут, но при этом давят на болевые точки целевой аудитории и умело манипулируют их эмоциями. Даже, в общем-то, не скрывая этого особо ("проходила курсы по саморазвитию", "с психологом по шагам разбирала эту ситуацию" и прочие штампы - аж скучно, насколько топорно работают эти люди). Но многие верят им - как многие почему-то до сих пор отдают деньги мошенникам и переводят "на безопасные счета", хотя, казалось бы, из каждого утюга по много раз на дню трещат о том, что это всё неправда.

И проблема в том, что если обманутые мошенниками люди, пусть и не сразу, но довольно быстро осознают себя жертвами, понимают, что их обманули, горюют о потерянных деньгах и начинают жить дальше с этим пониманием, то клиенты очередной подобной Елены Аркадьевны, скорее всего, пополняют ряды секты свидетелей "священной методологии" и искренне проводят уроки по её заветам и конспектам. Ничего не меняя, слепо следуя некой методической идее, которая даже, вполне возможно, когда-то помогала самой Елене Аркадьевне добиваться результатов (правда, тут вопрос, что же она считает результатом и каких именно результатов добивалась - информации об этом в её сообществах я не нашёл), но неизвестная заранее другому учителю, который над этими материалами даже не поразмышлял прежде, чем проводить по ним урок "с чистого листа".

-5

Вы только вчитайтесь - всё то, за что я критикую типичных школьных учителей (и что некоторые комментаторы так любят отрицать), Елена Аркадьевна тут на ясном глазу почитает за доблесть, она буквально хвастается этим. Вспоминается эпизод из чудесного фильма "Игра на понижение", где парочка юных банкиров за кружкой пива рассказывает финансистам, которые исследуют казавшуюся им самим немыслимой ситуацию на рынке жилищных кредитов, как они кредит на жильё выдают всем подряд (NINJa - no income no job - "ни дохода, ни работы), а шокированный слушатель спрашивает у товарища - "Не пойму, почему это они признаются?" - "А они не признаются, они хвастаются!" Здесь - то же самое.

Дети любят повторения.

А вот это вообще за гранью моего понимания. Дети много чего любят. Учиться - не любят, за редким исключением, но почему-то же мы заставляем их ходить в школу и выполнять какие-то задания. И тут вдруг оправданием для применения какого-то методического приёма (весьма сомнительного) используется то, что дети его любят. Странновато, не находите? Или у великих методистов принято так? Вроде нет - обычно они-то как раз говорят, что "нужно делать не так, как детям нравится, а так, как правильно". И - хотя у нас с ними редко совпадает понимание того, что есть правильно - но невозможно не согласиться с такой постановкой вопроса. И вдруг - "дети любят"...

-6

Вот такие вот пироги. Что теперь скажете мне, дорогие друзья, про методистов и прочих адептов священной методологии? Может быть, здесь найдутся люди, которые вообще встанут на сторону Елены Аркадьевны, ведь она же "опытный учитель и репетитор с высокими результатами", а я какой-то там жалкий педагог "провинциального дома культуры" (Санкт-Петербургского Дворца Творчества Юных) с жалким 15-летним стажем, работающий с отборными детьми и ничего не понимающий в том, какова ситуация на местах, в массовой школе...

Математика с Александром Сергеевичем

Лично я категорически не хочу ничего продавать коллегам. И все проекты для учителей, в которых я участвую (от Школково или Т-Образования) для учителей абсолютно бесплатны. Потому что делиться опытом можно только так. Знания можно продавать - коммерческие проекты у меня тоже есть, но они касаются, в первую очередь, школьников. Кружок для взрослых ожидаемо "не взлетел". На индивидуальное репетиторство взрослых, которые решили сдать ЕГЭ, поступить в технический вуз и сменить сферу деятельности, могу взять - один раз уже был опыт, но больше пока никто не обращался.

-7

Но я на недостаток работы и не жалуюсь, у меня её в этом году скорее избыток. Вот даже в двухдневный отпуск съездить практически некогда. А иногда вообще по две-три недели без выходных. И ни от чего не откажешься - всё интересное. Вообще я работу свою люблю. Она меня ещё никогда не разочаровывала.

А вот некоторые люди - очень расстраивают. Приходится про них писать статьи. Страна должна знать своих "героев".