Приветствую вас мои дорогие читатели! Сегодня поговорим о дебютном детективном романе Агаты Кристи – «Загадочное происшествие в Стайлзе», который она написала после того, как поспорила со своей сестрой, что сможет закончить роман такого жанра и доведет его до публикации.
Если честно, то я обожаю детективный жанр в литературе и кинематографе. У меня дома есть полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе Артура Конана Дойла, имеется небольшая коллекция книг Харлана Кобена. Читал произведения Лайзы Баллантайн, Ю Несбе, Хедли Чейза, Джона Конноли, Эдгара Аллана По, Уильяма Уилки Коллинза, Сорена Свейструпа, у крестной даже брал произведения Александры Марининой, но почему-то, по непонятным для меня причинам, обошел стороной «королеву детектива» - Агату Кристи. Сюда бы я еще отнес - «Драма на охоте», повесть Антона Павловича Чехова, и да простят меня мои читатели, конечно, с натяжками, но произведения Федора Михайловича Достоевского: «Братья Карамазовы»; социально-психологический и социально-философский роман, «Преступление и наказание».
Самое интересное, что я все-таки отношу себя больше к любителям именно такого теплого спокойного английского детектива, мне совсем не надо, чтобы в произведении была страшная поножовщина, море кровищи, техасская резня бензопилой, бесконечная перестрелка, расчлененка. И, к моему стыду, произведения Агаты Кристи именно такие - спокойные, культурные, сдержанные, а я не читал их… Мне вообще кажется, что если цикл романов Джоан Роулинг о мальчике волшебнике, Гарри Поттере – это большая сказка для детей, то вот такие английские осенние мягкие детективы – это сказки для взрослых, пускай и с убийствами, но все же сказки. Справедливости ради, нужно сказать, что, конечно же, я о ней слышал, но как-то не довелось мне познакомиться с ее творчеством, вечно откладывал ее на потом.
Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Начать я решил с самого ее первого романа. Примечательно то, что уже в дебютном детективном произведении чувствуется уверенная манера повествования. Такое ощущение, что это не первый роман, а пятый, десятый, двадцатый, что писательница уже давно набила себе руку.
Именно в «Загадочном происшествии в Стайлзе» читатель знакомится впервые со знаменитым сыщиком Агаты Кристи, чудаковатым беженцем-бельгийцем и страшным педантом, Эркюлем Пуаро, его помощником и лучшим другом, капитаном Артуром Гастингсом, а также инспектором, Джеймсом Гарольдом Джеппом, вымышленным сотрудником Скотланд-Ярда. Так или иначе, но все эти культовые персонажи пройдут путь рядом с Эркюлем Пуаро, пускай не в каждом произведении, но мелькать они будут частенько.
Перед тем как мы приступим к разбору «Загадочного происшествия в Стайлзе», хочется сказать, что Агата Кристи очень сильно любила персонажей Артура Конана Дойла – Шерлока Холмса и доктора Ватсона, и потому, можно очень много провести параллелей между этими двумя и вымышленными напарниками Агаты Кристи, Эркюлем Пуаро и капитаном Гастингсом. Также стоит отметить, что ряд приемов, которые используются при написании детективов, Агата Кристи переняла именно у Артура, и, если Конан Дойл не смог, например, победить свою страсть к перечислению большого количества улик в своих произведениях, которые на самом деле способны перегружать читателя, так как их нужно держать в голове, если хочется самому найти ответ на вопрос: «Кто убийца?», - то Агата Кристи в последующих своих произведениях смогла преодолеть эту страсть, которой и она по началу изрядно болела.
Повествование в романе ведется от лица капитана Артура Гастингса. Его демобилизуют по ранению в годы Первой мировой войны, и он отправляется по приглашению своего старого приятеля, Джона Кавендиша, погостить немного и восстановить свои силы в усадьбе «Стайлз-корт» (графство Эссекс). Глубокой ночью внезапно жильцы поместья обнаруживают хозяйку дома Эмили Инглторп умирающей в конвульсиях. На лицо мощное отравление, но чем? И самое главное, кто мог отравить добродушную старушку Эмили Инглторп, которая так была ко всем благосклонна, занималась благотворительностью, помогала бельгийским беженцам и просто нуждающимся людям. По счастливому случаю, а вернее, как говорится, «на ловца и зверь бежит», неподалеку, в соседней деревне, квартируется еще один друг Артура Гастингса, легендарный сыщик, гроза всех преступников, яйцеголовый, элегантный и необычайно умный Эркюль Пуаро. Артур Гастингс просит своего старого друга взяться за это дело, а маленький бельгиец не против дать разминку своим «маленьким сереньким клеточкам», так Пуаро называет свои мозги. И потому, только узнав о смерти Эмили Инглторп, без промедления хватает все необходимое, свой единственный баул, и отправляется в «Стайлз-корт».
Очень скоро выясняется, что под подозрением практически все жильцы этой усадьбы, а Эркюль Пуаро мучительно не понимает, кто же мог так хитроумно обставить убийство, и признает, что преступник явно не дилетант и очень-очень хитер.
В этом детективе прекрасно все, он совсем не навязчивый. Агата Кристи очень профессионально работает с закручиванием интриги. Я даже специально проследил прям по главам (их всего 13), как она это делает. В этом произведении нет ни одной проходной главы, которая бы разгружала повествование отвлеченной темой, как это бывает в некоторых кинофильмах или книгах, когда ты понимаешь, что выкинь 2-3 серии или удали 2-3 главы, и продукт ничего не потеряет от этого, а станет только лучше и динамичнее. Такого «провисания» в этом произведении нет. Каждая глава заканчивается интересным вывертом, это либо дополнительная улика, которую находит Пуаро, и она все переворачивает, либо легендарный детектив что-то объясняет наконец-то непонятливому капитану Гастингсу, а фактически последний олицетворяет собой читателя, либо происходит ТАКОЕ, чего не ожидал даже сам Эркюль Пуаро. Интрига Агаты Кристи кумулятивна. В итоге к концу произведения, когда пузырь изрядно надувается, легендарный сыщик раскрывает дело, выводит на чистую воду убийцу, объясняет все обстоятельства произошедшего преступления, указывает даже на те моменты, где он подсказывал читателю, наталкивал его на нужные мысли.
Одна из фишек детективов Агаты Кристи – это оставленная возможность самому угадать, кто убийца, еще до раскрытия всех обстоятельств Эркюлем Пуаро. Автор разбрасывает все необходимые пасхалки, за которыми скрываются, собственно, все ответы на вопросы, читателю нужно быть только внимательным и руководствоваться в рассуждениях строгой логикой.
Если честно, то я не смог определить, кто убийца) Я пошел по одному из ложных следов, которые, кстати, Агата Кристи тоже оставляет. Это делается для того, чтобы приключение бельгийца и читателя не было таким простым. Я запутался, чрезмерно много внимания уделил одному факту, и в дальнейшем по ходу повествования постоянно обращался к нему и ждал, что события подвяжутся на этот факт, а оказалось, что это была «тухлая рыба», так любезно оставленная «королевой детектива», больше к этому факту она не возвращалась, а я остался с носом. Из-за того, что я маниакально стал ждать объяснений, связанных с этим фактом, я не смог должным образом уделять внимание всем другим, потому что мне казалось, что вот он, ключ, который наверняка выведет на ровную дорожку, а оказалось, что нет) «Тухлая рыба» - это специальные обстоятельства, которые вводит автор, для того, чтобы запутать читателя, фактически это просто липа, на которую не нужно вестись.
Агата Кристи играючи раскидывает различные пасхалочки, где-то персонаж не так проявил свою мимику, где-то кто-то пришел раньше времени, хотя должен был явиться позже на 30 минут, и вот, это лицо уже под подозрением. Автор постоянно заставляет нас думать, постоянно держит читателя в тонусе, не дает ему скучать. Я бы даже порекомендовал, читая, иметь при себе блокнот, куда вы сможете выписать заинтересовавшие факты, так вам будет намного проще попытаться угадать, кто убийца, если действительно интересно это сделать самостоятельно. Можно даже остановиться за несколько глав до конца и постараться пробежаться быстро глазками по всем уликам, проанализировать их, заставить работать «свои маленькие серые клеточки», кто знает, может быть именно у вас такой же талант, как и у Эркюля Пуаро.
Когда я анализировал произведение, то заметил, что помимо основной сюжетной линии, отравление Эмили Инглторп – расследование Пуаро, очень умело вплетено еще как минимум 8 второстепенных линий, которые я смог насчитать – это еще раз доказывает профессионализм Агаты Кристи. Ее совершенно не дилетантский подход.
Появление Пуаро, конечно же, влюбляет вас сразу в него бесповоротно. Вам начинает импонировать чудаковатость сыщика, его педантизм, граничащий с шизофренией, вас питает любовь к его мозгам. Интересная роль, кстати, отводится Артуру Гастингсу. Этот персонаж специально находится рядом с Пуаро, но всегда за ним, всегда в его тени. Он тоже пытается самостоятельно, опираясь на факты, выдать свою версию, но Артур смотрит себе под ноги, тогда как Эркюль Пуаро видит на 4 шага впереди себя. На фоне капитана Гастингса детектив выглядит еще более исключительным, практически гением своего дела. Это тоже такой некий классический литературный прием. Ватсон Конана Дойла служит этим же целям, находясь рядом с Шерлоком Холмсом.
Стоит отметить, что к своему первому детективному произведению Агата Кристи питала всегда теплые чувства, и в последующих произведениях полно упоминаний этого самого первого дела, даже сами персонажи не раз возвращаются к нему в своих воспоминаниях.
Для меня это произведение было интересно еще и тем, что именно в нем фактически закладываются все детективные приемы Агаты Кристи, тут вам: разбросанные «тухлые рыбы»; пасхалочки, при умелом обращении способные читателя вывести на правильный путь; театральный финал с разоблачением; работа с кумулятивной интригой; психологизм персонажей, хотя тут он еще слабоват, в дальнейших произведениях Агата Кристи научится делать еще лучше; вплетение дополнительных сюжетных линий и т.д., - все это формируется в этом первом, небольшом детективе.
Но, как и во всем, тут есть некоторые недочеты, о которых изначально я собирался рассказать, но потом понял, что тогда мне придется раскрыть саму загадку произведения, а делать это совсем не хочется, если кому-то моя более детальная критика будет интересна, то я готов отдельно написать дополнительную статью о слабых моментах этого произведения.
Я рад, что познакомился с таким замечательным автором, скорее всего на моем канале вы увидите еще много разборов ее произведений, так как я уже заказал изрядное количество ее книг. Будем читать «королеву детектива»! Пройдемся с Эркюлем Пуаро рука об руку по всем его делам, от первого до последнего.
Ну а у меня на этом все. Читайте детективы, любите детективы. Пишите в комментариях, удалось ли вам установить по уликам, кто убийца.
С Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера.
Подписывайтесь, буду рад лайкам. Комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)
У меня есть свой Telegram-канал, там бывает очень интересно, подписывайтесь)
В Telegram вы можете найти спойлеры на рецензии, которые планируются следующими к публикациям на Дзене, немаловажным является и то, что там я делюсь своими впечатлениями в процессе прочтения той или иной книги или просто рассказываю о грядущих планах. Если кому-то интересно, жамкайте, чтобы перейти туда.
Также я есть еще и в ВКонтакте (VK), возможно, кому-то будет удобнее отслеживать меня там - жамк.
Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, да и просто неравнодушным людям, которые комментируют мои статьи и дискутируют с другими людьми! Дальше будет только интереснее)
Берегите себя и своих близких!!!