Кто там говорил про то, что западная техника это качество, помноженное на качество?
Нежных польских солдатиков укачало. Причём не в открытом море, не в вертолёте, не на марш-броске. Нет. Их укачало… в бронемашине. Внутри. На ровной британской равнине. Шум, вибрация, сложности организма – ну и вся эта эпопея, ради которой техника обычно и создаётся. Только вот техника выдержала, а вот люди… не очень.
Итак.
В выходные две польские части проходили тренировки на бронемашинах Ajax. Машина новая, модная, «пережившая трудности» – если верить британским чиновникам. Всего-то 10 миллионов фунтов за штуку, мелочь по меркам оборонного бюджета. Но после учений с этих чудес техники начали выходить военнослужащие, которых… рвало. Да, буквально. Другие тряслись так, что не могли контролировать собственное тело. Третьи жаловались на шум, который в норме считается частью профессии. Как говорится, машина боевая, а организм – не очень.
...Около 30 солдат из двух полков заболели во время тренировок на боевых бронированных машинах в минувшие выходные.
В результате работа Ajax была приостановлена на две недели в связи с расследованием, проведённым «из соображений предосторожности», как заявило Министерство обороны.
По словам источников, после военных учений на Солсберийской равнине из машин стоимостью 10 миллионов фунтов стерлингов выходили солдаты, которых рвало, а других солдат трясло так сильно, что они не могли контролировать своё тело...
Армия в итоге решила приостановить работу Ajax на две недели. «Из соображений предосторожности», как вежливо сообщили. Хотя по описаниям очевидцев больше похоже на «из соображений санитарной обработки и возвращения естественного цвета лица личному составу».
Всего зафиксировали около 30 случаев ухудшения самочувствия. Министерство обороны вызвало медиков, тех осмотрели, симптомы признали реальными: реакция на вибрацию и шум. Инженеры развели руками, командиры нахмурились, а политики начали говорить о том, что «в бюджет нужно заходить тщательней». Особенно если после каждого запуска машины нужен врач, а не механик.
Дальше – ещё интереснее. Программа Ajax тянется с 2017 года, срок ввода переносили, а проблемы с шумом и вибрацией известны давно. Буквально несколько недель назад чиновники бодро объявили, что «все трудности позади», и даже открыли выставочную площадку с демонстрационной моделью. Погладили рукой по броне, рассказали о возможностях, улыбнулись для фотографов, а потом – бац. И две недели тишины. В прямом смысле. Потому что «шум» «soldier edition»» стал поводом для расследования.
Из всего запланированного парка в 589 машин построили чуть больше 160. Но до полной мощности, по словам тех же чиновников, ещё «минимум четыре года». И вот когда казалось, что хуже уже быть не может, машина – та самая «готовая к победам» – укладывает на лопатки тридцать человек просто вибрацией. Не ударом, не взрывом, не перегрузкой. Вибрацией.
Смотрите, что получается.
Оборонная промышленность бодро рапортует о «самой совершенной машине своего класса», а на выходе – солдаты, которым нужно не сражаться, а пить таблетки от укачивания. И вот эта конструкция должна заменить старые CVR(T), которые служат с 1971 года. От старичков из 70-х, между прочим, никого не рвало, а эти – новейшие – с первого же заезда сносят бойца с ног без единого выстрела.
Я вот что думаю. Если уж бронемашина укладывает людей быстрее, чем противник, то это какая-то новая концепция ведения боя. Парадоксальная. Пожалуй, слишком.
И финальный штрих.
Официальный представитель заявил: «Большинство солдат уже допущены к работе». Это звучит как: «Ну, полегчало – обратно в вибросауну-тренажёр». Остальное, очевидно, дообследуют.
В результате выходит, что вся программа Ajax – это не столько про боевые действия, сколько про медицинскую устойчивость личного состава. И если кто-то раньше говорил, что техника – продолжение тела солдата, то тут, судя по всему, тело солдата просит отпуск после встречи с техникой.
А как по мне, так это и есть настоящая инновация. Правда, нескольких солдатиков от неё всё-таки укачало.
******
ignal-Monitor4813
Вы, должно быть, шутите...
Ghost3ye
Вот почему в наши дни на разработку машины уходит много сил и денег. Это важно. Если отбросить все проблемы, то вряд ли кому-то захочется сидеть в жестяной банке, которая так сильно вибрирует в течение длительного времени.
Misfit_somewhere
Может ли кто-нибудь объяснить, что в конструкции вызывает такую сильную вибрацию? Я никогда не понимал, как можно путешествовать в консервной банке без окон и не испытывать тошноту, но, очевидно, в этом случае дело не только в этом.
ShermanMcTank
Не существует какого-то одного конструктивного элемента, который можно было бы выделить как источник вибрации. Дело в том, как была сконструирована вся машина. Во-первых, качество сборки первых машин было крайне низким, но, что ещё более тревожно, при их разработке компания GDLS недооценила уровень шума и переоценила возможности шумоподавления гарнитур британской армии.
Обратите внимание, что именно это было установлено в ходе расследования Министерства обороны, опубликованного в 2021 году. Тот факт, что спустя 4 года проблемы всё ещё настолько серьёзны, что требуют изъятия оружия, вызывает серьёзную обеспокоенность.
SteveThePurpleCat
Насколько я помню, оригинальные корпуса были изготовлены в Испании, и качество сборки было настолько плохим, что детали не подходили друг к другу из-за несовпадения отверстий и резьбы. Возникали проблемы с балансировкой, так как одна сторона рамы была длиннее другой.
Flucloxacillin25pc
Наступает момент, когда нам нужно купить что-то ещё. Какой бардак...
******
От автора. Также предложу вам интересный комментарий по теме от датчанина Карла Гамильтона: