Найти в Дзене
Пешком по глобусу

Детский труд используется в производстве Tesla? «Зелёный рывок» и «Кобальтовая лихорадка»

Знаете ли вы, что смартфон, которым вы пользуетесь прямо сейчас, вполне может работать за счет детского труда? Сегодня мы прольем свет на темную сторону производства аккумуляторов – главную движущую силу "зеленого рывка" этого столетия. Если слово «кобальт» не приходило вам на ум со времён школьных уроков химии, то, возможно, сейчас самое время. Современный мир всё больше зависит от этого минерала, который используется для производства аккумуляторов для телефонов, ноутбуков и электромобилей. Так что, скорее всего, в устройстве, которым вы пользуетесь в данный момент, есть кобальт. В связи с растущей обеспокоенностью состоянием окружающей среды и беспрецедентным стремлением к экологичности, которое мы наблюдаем, спрос на электротехническую продукцию, в основном на электромобили, в последние годы резко вырос. Как и цены на кобальт. Похоже, это хорошая новость для производителей кобальта. Но есть один тревожный момент. Кобальт добывают в разных странах мира. Тем не менее большая част
Оглавление

Знаете ли вы, что смартфон, которым вы пользуетесь прямо сейчас, вполне может работать за счет детского труда?

Сегодня мы прольем свет на темную сторону производства аккумуляторов – главную движущую силу "зеленого рывка" этого столетия.

Если слово «кобальт» не приходило вам на ум со времён школьных уроков химии, то, возможно, сейчас самое время.

Современный мир всё больше зависит от этого минерала, который используется для производства аккумуляторов для телефонов, ноутбуков и электромобилей.

Так что, скорее всего, в устройстве, которым вы пользуетесь в данный момент, есть кобальт.

В связи с растущей обеспокоенностью состоянием окружающей среды и беспрецедентным стремлением к экологичности, которое мы наблюдаем, спрос на электротехническую продукцию, в основном на электромобили, в последние годы резко вырос.

Как и цены на кобальт. Похоже, это хорошая новость для производителей кобальта.

Но есть один тревожный момент.

Кобальт добывают в разных странах мира. Тем не менее большая часть мировых запасов добывается в одной африканской стране — Демократической Республике Конго (ДРК) — государстве с долгой историей эксплуатации и детского труда.

-2

По данным правозащитной организации Amnesty International, растущий спрос вынуждает шахтёров в Демократической Республике Конго наращивать объёмы производства, что приводит к тому, что десятки тысяч детей вынуждены заниматься добычей полезных ископаемых.

Исследовательница организации Лорен Армистед провела некоторое время в Демократической Республике Конго и рассказала, что «работа на кобальтовых рудниках чрезвычайно опасна, особенно без надлежащего защитного снаряжения».

«Эта работа по своей сути является наихудшей из возможных форм детского труда», — заявила г-жа Армистед.
«Часто детей не допускают к самим шахтам, но они выполняют такие задачи, как дробление, транспортировка, просеивание и переноска тяжёлых грузов».
-3

Новая колониальная игра?

Чужаки, эксплуатирующие природные ресурсы ДРК, идут по хорошо знакомому пути колониальной эпохи.

Соединённые Штаты пришли в бедную африканскую страну в поисках урана для производства ядерных бомб, уничтоживших Хиросиму и Нагасаки, а затем потратили миллионы долларов на защиту своих производственных интересов в этой стране.

Сегодня, когда Конго является крупнейшим в мире производителем кобальта, страна снова оказалась в центре внимания, поскольку ведущие автопроизводители намерены отказаться от двигателей внутреннего сгорания и в ближайшие десятилетия перейти на электромобили.

Борьба за кобальт в Демократической Республике Конго показала, что движение в сторону устойчивого развития и «зеленой» энергетики, призванное сохранить нашу планету для будущих поколений, попадает в порочный круг эксплуатации и жадности, где коммерческие интересы китайских и американских компаний часто ставятся превыше всего.

Сначала, с 2002 по 2007, 2008, 2009 год, здесь добычей полезных ископаемых занимались в основном европейские компании. Но потом всё изменилось. Европейские компании продали свои доли китайским предприятиям. Теперь большая часть добычи приходится на Китай. Китайские предприятия доминируют в горнодобывающей промышленности Конго.
-4

Оставьте этих детей в покое!

Янник из Колвези, города на юге Демократической Республики Конго, в прошлом был ребёнком-рабом. В семь лет он бросил школу и пошёл работать на шахты.

Янник из Колвези
Янник из Колвези
«Когда я уходил на шахты, я сделал это, чтобы позаботиться о своей семье, потому что нам приходилось очень тяжело, — говорит Янник. — Я бросил учёбу, чтобы помогать матери — она была больна, отец умер, а его семья не помогала нам».
«Люди умирали в шахте, и можно было задохнуться, находясь глубоко под землёй, — продолжает Янник. — Когда мы там работали, и кто-то получал травму, мы даже не могли на него посмотреть — человек должен был сам обратиться за помощью, потому что мы должны были продолжать работать».

В 2019 году на несколько крупнейших мировых технологических компаний, в том числе на Apple, Alphabet (материнская компания Google), Microsoft, Dell и Tesla, были поданы иски в суд в Вашингтоне 13-ю конголезскими семьями, чьи дети предположительно погибли или получили серьёзные травмы при добыче кобальта в Демократической Республике Конго.

«Наши дети умирают как собаки», — сказала в суде одна из матерей, чей сын и двоюродный брат погибли на конголезских шахтах.
-6

Сиддхарт Кара, эксперт по современному рабству, подсчитал, что «в Демократической Республике Конго добычей кобальта занимаются более 255 000 крезеров, по меньшей мере 35 000 из которых — дети, некоторым из них всего шесть лет».

Согласно его исследованию, «дети в возрасте до 14 лет зарабатывают в среднем 0,81 доллара в день, взрослые женщины — в среднем 1,02 доллара в день, а взрослые мужчины — в среднем 2,04 доллара в день».

По оценкам ЮНИСЕФ за 2014 год, 40 000 детей незаконно работали на конголезских шахтах. Однако, с учётом роста мирового спроса, эти цифры могут быть занижены.

-7

Местные врачи говорят, что в карьерах, кроме детей, работают и женщины, в том числе - беременные.

«Что касается детей, мы часто сталкиваемся с проблемой задержки роста. Мы видим, что дети, которые работают в шахтах, растут медленнее или в какой-то момент перестают расти вовсе. Вероятно, это связано с тем, что им приходится переносить тяжёлые грузы.
Что касается беременных женщин, мы иногда наблюдаем деформации у новорождённых. Если беременная женщина работала в карьере, у неё может родиться ребёнок с аномалиями развития или вообще мёртвый ребёнок».

Государство запретило беременным женщинам работать на шахтах. Но из-за плохих условий жизни работа на производстве кобальта — единственный способ выжить для них.

-8

Анриетта — мать четверых детей. Обычно она встаёт в 5 утра, занимается домашними делами, готовит для детей. Затем ей нужно идти на работу в каменоломню.

Её муж безработный, поэтому она единственный кормилец в семье.

Анриетта возвращается в 15:00, чтобы закончить работу по дому и накормить детей.

Обычно она зарабатывает 15–25 долларов в день и платит 15 000 конголе́зских франков (около 7 долларов) за обучение каждого ребёнка и 21 000 (около 9 долларов) - за коммунальные услуги.

Анриетта — мать четверых детей
Анриетта — мать четверых детей

Увеличение объёмов добычи кобальта позволило удовлетворить растущий спрос и поддержать защитников окружающей среды. Но, по данным Международного энергетического агентства, если темпы добычи сохранятся, дефицит кобальта может возникнуть уже в 2030 году.

Понравилась статья? Тогда поставьте лайк, подпишитесь на канал и поделитесь статьей в социальных сетях!

Читайте также: