Тема материнства ключевая в культуре. Рождение, как никакое другое событие, приближает человека к истокам всего сущего. Это событие, являющееся актом творения, при этом несет боль, страдания, риск гибели.
«Умри, моя любовь» — авторское видение Линн Рэмси о том, какой ценой даётся рождение ребенка и какую травму оно наносит самой матери. Это кино не о светлой стороне, которую смакуют, а о темной.
Предлагаю разобраться в новинке кинопроката и ответить на вопросы: о чём это кино? Какие образы эксплуатирует режиссёр? А главное, почему амбициозная форма фильма рассыпается под весом собственной претензии и превращает травму матери в пустоту.
Родовая травма как симптом
Сюжет повествует о молодой паре в конкретный период их жизни: рождение ребенка.
Грейс в исполнении Дженнифер Лоуренс - это молодая мать, для которой рождение ребенка оказалось тяжким испытанием.
Джексон молодой муж выступает классической фигурой отца на вечер, который отдаляется от своей жены после родов.
Дефицит внимания, чувство брошенности и депривация личности девушки и запускает главный конфликт фильма - борьбу Грейс со своими демонами, которые все активнее лезут наружу после рождения ребенка.
Собственно, кино через главную героиню показывает мать с послеродовой депрессией. Режиссер Линн Рэмси выбрала конкретный выразительный путь для «Умри, моя любовь» — это артхаусная драма, суть которой в показе, а не объяснении того, что чувствует Грейс.
Сумбурная, ломаная и нарочито грязная картинка, которая погружает зрителя в состояние «тошноты». Какофония звуков и криков создают атмосферу хаоса вокруг, а нелинейная подача истории ломает восприятие истории, делая её примесью воспоминаний, эмоциональных горок и картин спутанного сознания.
Показанное состояние матери в фильме — не выдуманная проблема и имеет вполне объяснимые причины. Это результат гормональной ямы, в которую попадает женщина сразу после родов. И ситуация становится еще тяжелее, если её жизнь сопряжена с социально-бытовыми проблемами и недостатком поддержки от близких.
Визуальные образы разрушения
Общая стилистика фильма работает на погружение. Кино наполнено большим количеством символов, которые добавляют глубины происходящему. С киноязыком у «Умри, моя любовь» всё хорошо.
Начало и финал картины рифмуются одной сценой — это лесной пожар, в который вступает главная героиня. Правда, смыслы у, казалось бы, идентичного события значительно отличаются. В начале пожар разыгрывается на фоне страстной игры между Грейс и Джексоном, являясь иллюстрацией разыгравшихся чувств, сжигающих всё вокруг. Финал же видится уже совсем другим — тут огонь это бесконтрольное разрушение, в котором исчезает личность и психика девушки, а также её брак.
Другим ярким символом становится конь. Это архетипичное животное имеет двойственную натуру: это как образ рождения, природной силы, так и предвестник гибели и катастрофы. И то, какая судьба у коня, довольно ясно дает нам понять, какая трактовка верна для молодой пары.
Другое животное с печальной судьбой в фильме — это пес, которого в дом привел молодой отец. Собачка иллюстрирует такие симптомы, как ревность и агрессия. Замените хвостатого на чужого ребенка, и вам станет понятно, что чувствует Грейс по отношению к другим. Добавьте еще любовь к кухонному ножу и фразу «убей» — и портрет терминальной стадии готов.
Да и сама пара недалеко ушла от животных. Через зооморфизм, когда девушка и парень начинают бегать на четвереньках и впадать в поведение, построенное на инстинктах, режиссер возращает зрителя к природной и кроваво-грязной сути родов, а не того светлого образа, что часто рисует культура.
И, конечно, сам дом не просто строение. Своим уровнем разрушенности и пошарпанности хорошо показывает, насколько крепка пара как семья. А факт, что до их заселения тут совершился акт самострела их родственника, добавляет «положительной» энергии к процессам гниения и сумасшествия. А тот факт, что стоит он в глуши американского севера, лишь добавляет ощущения оторванности и одиночества для героев.
История, которую мы уже видели
То, как и о чем снят фильм, давали надежду на крепкое авторское высказывание. Но, к сожалению, при всех плюсах фильма итоговый результат скорее удручает.
Во-первых, это сугубо фестивальное кино. Для этого тут есть всё: сцены смакующие насилие, похоть и кровь с грязью, долгие кадры, обилие символизма и специфичное визуальное повествование. Если вы как зритель изначально ожидаете этого, то проблем никаких. Но если вы пришли в кино на триллер с хоррор-элементами, вас ждет разочарование.
Во-вторых, при всей своей смелости это кино напрочь вторичное, и никаких новых идей и образов в нём нет. Тему материнства и травмы вы могли видеть в «Мама!» (2017) с той же Лоуренс в главной роли. Животную страсть и образ ребенка — разрушителя идиллии в «Антихристе» (2009). Отсутствия поддержки в семье и эгоизма партнеров — «Сияние» (1980) или «Фонтан» (2006). Зооморфизм героев — это буквально 1 в 1 «Клык» (2009).
В-третьих, кино страдает болезнями авторского кино — оно очень нудное, особенно начиная со второго акта. Смотреть такое хочется или на скорости x1,5, или перематывая сразу целые сцены. А добавьте к этому темноту, снятую в темноте, и весь экспириенс превращается в просмотр через силу.
Как итог, для неискушенного зрителя фильм окажется трэш-контентом, который невозможно смотреть. Киноманам, натренированным Бергманом, Триером или Лантимосом, будет чуть легче, но пустота идей будет сквозить от каждого кадра.
Итог
«Умри моя любовь» хорошо справляется с задачей — погрузить в состояние послеродовой депрессии. Правда, финал и всё движение в фильме никуда не приводит, скатываясь в смакование ужаса, в которое впадает Грей, нанося травмы себе, мужу и окружающим. Ни ориентиров, ни подсказок, ни предостережений тут нет. После просмотра, кроме чувства брезгливости, у вас вряд ли что-то останется.
Роль отца в этом безумии также осталась штампованной калькой, поведение Джексона — это современная классика изображения патриарха, который только требует, не ценит, не уделяет внимания. Попытку разобраться или показать эту сторону режиссер не делает. Одна паническая атака не в счет.
Кино явно нацеливалось на награды, и номинация на «Пальмовую ветвь» это подтверждает. Но по итогу перед нами не продукт тяжелых потуг режиссера, а скорее ложные схватки, которые так и останутся слабой попыткой выбить из зрителя истинные эмоции.
Спасибо, что дочитали до конца!
Благодарю за поддержку канала. Оставайтесь на связи и делитесь своим мнением о фильме.