«Стигматизация (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы.
В отличие от слова клеймение, слово «стигматизация» может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Согласно Ирвингу Гофману, стигматизация в общественном смысле означает вид отношений между постыдным общественным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной общественной жизни из-за лишения права на общественное признание».
(с) Википедия
Данный термин как правило применяют по отношению к различным угнетённым меньшинствам, причём совершенно справедливо — в американском обществе середины XX века белым гражданам в США было присуще множество предрассудков касательно всяких чернокожих, латиноамериканцев и лиц нестандартной ориентации. Им приписывались весьма негативные качества, что мешало воспринимать их полноценными гражданами своей страны. При личной встрече с подобными людьми обыватель испытывал как минимум беспокойство, а то и страх.
Сейчас в американском обществе подобные стереотипы стараются изживать и не сказать чтобы безуспешно. Но до сих пор, судя по американской массовой культуре, у них есть одно меньшинство, которое явным образом социально стигматизировано. Представителей этого меньшинства не любят и порой даже считают не совсем разумными существами. Причём такими их изображают не какие-то отдельные недоброжелатели в кулуарных беседах, а показывают в фильмах, причём многие из этих фильмов весьма популярны, а некоторые даже считаются классикой в своих жанрах. И такая странная для возлюбивших угнетённые меньшинства американского общества ситуация видна не только в фильмах, но и, к примеру, в компьютерных играх.
Представьте компьютерную игру, в которой парочка представителей некоего меньшинства, по отношению к которому бытуют многочисленные обывательские предрассудки, выведены сильно пьющими, умственно отсталыми и в целом нехорошими людьми. Причём эти персонажи не какие-нибудь периферийные, а самые что ни на есть главные герои, игрок играет именно за них. И поэтому вынужден постоянно прикладываться к бутылке, чтобы руки, держащие оружие, не тряслись от похмелья. Если бы речь шла о каких-нибудь чернокожих, то подобную игру заклеймили бы как явно расистскую. Но вот конкретно это меньшинство в таком виде в США показывать не только не запрещено, но даже вроде как негласно поощряется. Удивительно, да?
В данном случае речь идёт о компьютерной игре Redneck Rampage 1997 года. Её сюжет: «Главным героем является деревенский житель Леонард, у которого инопланетяне украли призовую свиноматку. В течение игры Леонард ищет свинью, а помогает ему умственно отсталый брат Бубба…» В подобном виде деревенских жителей показывают не только этой игре, но и во многих американских фильмах и сериалах. Можно вспомнить хотя бы классический фильм Сэма Пекинпа «Соломенные псы» 1971 года, ремейк которого вышел в 2011 году.
Впрочем, показ деревенских жителей кондовой Америки в виде уголовников — ещё не самый худший вариант. В фильмах ужасов, вроде опять же классической «Техасской резни бензопилой» 1974 года в деревне и вовсе живут кровавые маньяки, использующие сельхозинвентарь не по назначению. Этот киноштамп был мастерски обыгран в комедийном триллере «Убойные каникулы» 2010 года, но он отнюдь не исчез. В современных фильмах и сериалах (например, в пятом сезоне сериала «Фарго», 2023 г.) американские фермеры всё так же изображаются злодеями.
Фермеры в нынешних США являются явным меньшинством. Они, в силу удалённости от центров цивилизации, имеют меньше возможностей для образования и всяческих развлечений, в сравнении с жителями крупных городов. Судя по фильмам и сериалам, в современном американском обществе по отношению к этим людям бытует множество предубеждений, причём все они негативные. Любое другое социальное меньшинство при подобных обстоятельствах американцы бы кинулись защищать, а с предрассудками в его отношении — всячески бороться. Но вот по отношению к «деревенским» мы почему-то ничего подобного не видим.
Ну и напоследок, есть ещё одно явное меньшинство, которое в американских фильмах, книгах, компьютерных играх и т.д. всегда выставляется в крайне негативном свете. Оно социально стигматизировано в предельной форме. Если ты относишься к этому меньшинству — готовься к тому, что окружающие будут тебя ненавидеть, причём заведомо ничего о тебе не зная, только лишь за сам факт принадлежности к данному меньшинству. Это меньшинство — менеджеры крупных корпораций. Вспомнить хотя бы бессмертный образ Картера Бёрка из фильма «Чужие» 1986 года…