Найти в Дзене

Когда начинается старость, или Почему моя дочь за 40 еще ребенок...

- Мам, я такая старая... - глядя на свое отражение в зеркале. грустно вздыхает моя дочь. Ей слегка за сорок. Я смотрю на нее и не вижу никаких, даже малейших признаков старости. Для меня она маленькая девочка. Та самая, что бегала по двору с растрепанными косичками. Это у нас, у современных, возраст - просто цифра в паспорте. А у казаков -то раньше всё по-другому было. Но ее слова заставили меня задуматься: когда же начинается она, эта самая старость? Объясняю дочке: - У нас в станице бабушка Катя как-то рассказывала: «Девушка считалась молодой, как только на праздниках появляться начинала, лет с 12–14. Помню, мне мама говорила: „Носи, дочка, сарафан да девичий пояс, теперь ты молодая казачка“». - И долго такой оставалась? -спрашивает дочь. - А вот послушай... Выйдет девка замуж, - продолжаю я, - всё равно «молодой казачкой» зовётся. Как моя тётя Груня говаривала: «Я и замужем-то года два молодой ходила. Пока первого не родила - все звали молодой Груней». - А после

Розы у нас до сих пор цветут, несмотря что осень почти закончилась
Розы у нас до сих пор цветут, несмотря что осень почти закончилась

- Мам, я такая старая... - глядя на свое отражение в зеркале. грустно вздыхает моя дочь. Ей слегка за сорок.

Я смотрю на нее и не вижу никаких, даже малейших признаков старости. Для меня она маленькая девочка. Та самая, что бегала по двору с растрепанными косичками.

Это у нас, у современных, возраст - просто цифра в паспорте. А у казаков -то раньше всё по-другому было. Но ее слова заставили меня задуматься: когда же начинается она, эта самая старость?

Объясняю дочке:

- У нас в станице бабушка Катя как-то рассказывала: «Девушка считалась молодой, как только на праздниках появляться начинала, лет с 12–14. Помню, мне мама говорила: „Носи, дочка, сарафан да девичий пояс, теперь ты молодая казачка“».

- И долго такой оставалась? -спрашивает дочь.

- А вот послушай... Выйдет девка замуж, - продолжаю я, - всё равно «молодой казачкой» зовётся. Как моя тётя Груня говаривала: «Я и замужем-то года два молодой ходила. Пока первого не родила - все звали молодой Груней».

- А после родов сразу старухой становились? - улыбается дочь.

- Да нет же! Становились полноправной хозяйкой. Как бабушка моя шутила: «Родила - сразу из молодых в главные перешла!»

- Точно сказать нельзя было, - объясняю я.- Помню, соседка тётя , Луша рассказывала: «Меня аж до 25 лет молодой звали. Поздно я замуж вышла. А как сына родила, сразу Лукерьей Степановной становиться пришлось».

- Интересно, - задумывается дочь,- а я по вашим меркам уже давно не молодая...

Тут я ей историю недавнюю рассказываю:

- Была у меня баба Паша, ей за 90. Так она как-то говорит: «Вот у нас в станице семья одна жила... Сначала отец помер, потом мать, а затем и дочь. Дочь-то у них молодая совсем. Всего 75! Так и не стало семьи».

Дочь глаза круглые делает:

- Семьдесят пять - и молодая?!

- Ага! - смеюсь я. - Вот так-то! С высоты её лет и 75 - не возраст.

- Значит, я у бабы Паши вообще младенец? - хохочет дочь.

- Именно! - поддакиваю я.- Так что не переживай ты из-за своих сорока. Главное, как себя чувствуешь. Вот баба Паша в 90 лет шустрая, а шутница какая!! Молодость , она в душе, а не в паспорте.

- Поняла, мам, - улыбается дочь.- Буду как баба Паша в 90 лет молодой чувствовать себя!

- Вот и умница! - обнимаю я её.

Теперь, глядя на свою дочь, я понимаю: старость - это не морщины и не цифры в паспорте. Это состояние души. Моя дочь в 40 лет - молодая женщина в полном расцвете сил. А баба Паша в 90 - прекрасный пример того, что настоящая молодость может длиться всю жизнь.

Как говорила моя бабушка - казачка: «Молодость заканчивается не тогда, когда появляются седые волосы, а когда исчезает огонек в глазах». А у моей дочери этот огонек горит так ярко, что освещает все вокруг.