Я очень люблю выставочное пространство в Атриуме Тульского кремля. Небольшие экспозиции, размещаемые в его пространстве, очень часто направляют мои мысли в самую неожиданную для меня самой сторону. Я не являюсь поклонником современного искусства. Скорее, я даже консерватор. Поэтому и выставки современных художников я посещаю крайне редко. Но когда я возвращаюсь с работы пешком через территорию Кремля, а Атриум маняще сияет огнями, пройти мимо просто невозможно.
Вот так я и попала выставку "Тула - окно в креативную экономику" да ещё и прямо в день её открытия. А поскольку торжественные мероприятия были уже позади, то и посмотрела я на всё внимательно и без толпы. Экспозиция небольшая - всего около пятидесяти произведений, выполненных в технике трёхмерной реальности тульскими и московскими художниками. И произвели они на меня такое сложное впечатление, что, думаю, мой сегодняшний рассказ будет скорее эмоциональным, чем информативным. Но ведь для того и предназначено искусство, чтобы вызывать эмоции.
Экспозиция организована Галереей современного искусства художника Ирины Ивашкиной и Группой компаний "Итерра", являющейся российским поставщиком IT-оборудования и занимающейся системной интеграцией и автоматизацией бизнес-процессов. Подобный метод создания картин, когда к традиционным краскам добавляются различные материалы и элементы, напечатанные на 3D-принтере, был разработан в Тульской области.
Прежде чем раскрыть вам свой взгляд на увиденное, я хочу донести до вас идею экспозиции, обозначенную на сайте организаторов:
Художников-участников выставки объединяет общая идея – создание корпоративных коллекций картин с изображением объектов национального достояния России. Такими коллекциями располагают крупные организации, как правило, банки или корпорации. Своей миссией художники считают увековечивание памятников национального достояния, российской архитектуры: административных зданий, посольств, кремлей.
Современные технологии переплетаются на этой выставке с традиционным творчеством. Я хочу показать вам несколько картин, привлекших лично моё внимание, абсолютно условно, разделив их на три блока.
- космос и города будущего
Конечно же, объединив объёмную печать и искусство, можно при хорошей фантазии создать что-то необычное, используя уникальные формы и пространственные объекты. Эти технологии добавляют картинам пространственности и многогранности. И рассматривать результат подобного симбиоза мне было довольно интересно.
Но, с другой стороны, изображение становится слишком, как бы это выразиться, упрощённо идеальным и реалистичным, даже если художник хочет донести до нас свои представления о том, чего не существует в реальности. Лично для меня притягательность искусства заключается немного в другом. Всё же я поклонник индивидуальной техники автора, а не его способностей использовать технологии.
На этой выставке я задумалась о том, что наступило время, когда достаточно своей идеи, чтобы почувствовать себя художником. И эта мысль мне не понравилась. Сторонники интегрирования элементов 3D-печати в искусство среди аргументов упоминают безотходность производства, лёгкость создания мелких деталей и отсутствие ручного труда. Особенно привлекает подобное направление скульпторов, ведь всё это значительно экономит время от возникновения идеи до её реализации. Вот только насколько привлекательно лично для меня подобное массовое производство?
"Стены между искусством и инженерией существуют только в наших умах". (Тео Янсен)
Эту часть экспозиции я рассматривала больше с точки зрения технологии, переплетающейся с фантазией авторов. Даже если техника исполнения показалась мне излишне простой и даже, да простят меня художники, немного детской, к некоторым картинам я возвращалась по нескольку раз. Любопытно всё же, через какие образы человек может находить свой собственный путь в искусстве.
Надеюсь, у вас не возникло ощущение, что я начала этот рассказ только ради критики. Я никогда не говорю о том, что мне не нравится или не интересно, за что порой получаю довольно резкие комментарии. Вот, к примеру, эта фантазийная архитектура будущего с лифтовой шахтой в ножке бокала и офисами, апартаментами, бассейном и садом в его чаше меня очень даже увлекла.
Различные вариации использования определения "Цветок жизни" часто встречаются мне у людей, интересующихся саморазвитием. Лично я от подобных полётов мысли очень далека. Можно сказать, что я слишком твёрдо стою обеими ногами на земле, чтобы увлечься пусть и не существующим и загадочным цветком.
- административные здания и посольства
Часть экспозиции, посвящённая памятникам национального наследия Российской архитектуры, для меня оказалась более интересной. Я очень люблю городскую архитектуру, и сегодня с удовольствием рассматривала не картины, а именно изображённые на них здания. Скорее всего, я никогда не побываю в этих городах и странах. Поэтому особенно интересно увидеть их не на фотографиях, а глазами художников.
В подобных картинах элементы, выполненные при помощи 3D-печати, кажутся мне довольно уместными. К тому же, я среди всех хочу отметить картины Ольги Николаенко, которые понравились мне и с художественной стороны. Повторюсь, что это лично мои мнение и восприятие, но в этих картинах я увидела не только технологии, но и индивидуальность и мастерство самого художника, его владение цветом и техникой живописи.
На мой взгляд, некоторые из увиденных мной на картинах зданий выглядят просто фантастично, хотя они и были спроектированы и построены более полувека назад.
Очень интересно присмотреться повнимательнее и к давно знакомым архитектурным сооружениям. Хотя, мне внезапно стало любопытно, кто из заказчиков из многообразия великолепных административных зданий выбрал пусть и красивое и внушительное здание иностранного посольства для украшения своего офиса? К слову, заглянув на сайт галереи, я убедилась, что подобное приобретение отнюдь не из дешёвых, что, впрочем, вполне естественно.
- архитектурное достояние
В этой части выставки всё гораздо понятнее и приятнее лично моему взгляду. Пожалуй, я не смогла оценить только проект "Рука России". Наверное, именно для таких скептиков как я справа на раме целый текст, посвящённый этому экспонату. Я прекрасно понимаю, что рука символизирует поддержку и помощь, защиту и благословление, милосердие и солидарность. Но я не могу воспринимать объект, для принятия которого требуется объяснение автора, как произведение искусства. Не буду даже говорить о возникших у меня мыслях и ассоциациях, чтобы не обидеть художника и не принизить в общем-то правильную идею. Ведь это исключительно моё личное восприятие.
Было бы удивительно не увидеть на выставке тульских и московских художников величественных кремлёвских башен.
И вновь я задумалась о том, что в наше время очень легко почувствовать себя творцом. Чтобы рисовать уже нет необходимости выезжать на пленэр. Чтобы выразить свои мысли, совершенно не обязательно издавать книгу. Мне кажется, это и не плохо, и не хорошо. Это современная реальность. Но, пожалуй, я всё же останусь при своём мнении: творчество доступно каждому желающему, но искусство - это не просто творчество. Желание творить - прекрасно. Ещё прекраснее - желание понять. Но за вдохновением и потрясающими эмоциями лично я всё же буду обращаться к любимой моною классической живописи.
А на улице уже декабрь. Ещё бесснежный, но уже намекающий на приближающийся новый год. Но не будем торопить время, ведь и в этом году ещё много интересного, стоит только просто выйти из дома...