В 1968 году по всему Пакистану разразилась революция, свергнувшая ненавистную военную диктатуру Аюб Хана. Национальное угнетение бенгальцев в Восточном Пакистане привело к революции по классовому признаку. Однако из-за провалов своего руководства революция переросла в кровопролитную гражданскую войну, закончившуюся отделением Восточного Пакистана и образованием современного Бангладеш.
Бенгальский народ сражался отчаянно, чтобы завоевать национальное самоопределение. Точное число погибших во время Войны за независимость неизвестно, по разным оценкам, оно составляет от 300 000 до 3 миллионов!
Этот период породил множество мучеников революционной борьбы, но о чём редко говорят, так это о ключевой роли, которую сыграли женщины.
Угнетение женщин
Однако хорошо задокуменментировано варварское обращение с женщинами со стороны пакистанского режима во время войны.
В своей книге «Женщины, война и становление Бангладеш» Ясмин Сайкия описывает, как:
«На женщин нападали в их же домах, раздевали догола на глазах у членов их семей, насиловали и бросали в сточные канавы. Их заточали в лагеря сексуального рабства... им обрезали волосы, их связывали и многократно насиловали, заставляли снимать сари и носить лохмотья или мужские рубашки, лишали привычной пищи, и многие умирали от голода».
Сайкия опросила несколько женщин, которые подробно рассказали о пережитых зверствах. Одна женщина под псевдонимом Нур Бегум рассказывает, как её мужа, бенгальского борца за свободу из «Мукти Бахини» (Армии освобождения), жестоко убили у неё на глазах. Затем её неоднократно изнасиловали:
«Пакистанская армия содержала меня раздетой. Я была без сознания, когда это происходило... меня привязали к стулу... Они пытали меня по очереди. Я не могла говорить. Мои губы распухли, лицо заплыло, а всё тело было покрыто следами укусов. Они резали мне руки лезвиями, потому что я кричала... Меня пытали вплоть до самой независимости... Я видела двух мёртвых девочек, они надругались даже над их телами; те уже были мертвы.
Пакистанцы входили группами. Они делали это у всех на виду... Девушкам было от 14 до 22 лет... Солдаты коротко стригли девушкам волосы, чтобы те не могли повеситься на них. Им ломали руки, чтобы они не могли ими поднять... Поскольку мой муж был борцом за свободу, меня пытали безжалостно. Они при этом говорили: «мукти, мукти». Мне переломали руки и ноги».
Точно неизвестно, сколько женщин подверглись насилию, но, по оценкам, их десятки, если не сотни тысяч. Доктор Сайед Ахмед Нурджахан, работавший в то время волонтёром в женских клиниках, рассказывает, что за один день принял 200 абортов у женщин, зачавших от своих насильников.
Во время Войны за независимость пакистанские солдаты «получили от своих командиров приказ проучить бенгальцев». Методы сексуального насилия и изнасилования применялись систематически, чтобы удержать бенгальцев от участия в борьбе, а также опозорить и унизить мужчин. Особенно рьяно это делали фанатичные исламистские полувоенные формирования («Аль-Бадр» и «Аль-Шамс»), связанные с партией «Джамаат-и-Ислами».
Неудивительно, что эти жестокие методы были применены именно в это время. Отношение к женщинам на субконтиненте было (и остаётся) крайне отсталым. Однако эти представления отнюдь не присущи мужчинам от природы, а, как указывает Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», являются продуктом классового общества и института частной собственности.
На женщин смотрели как на собственность, которой торговали между семьями, чтобы передать частную собственность потомкам мужского пола. Например, было много случаев детских браков, а богатые семьи заставляли женщин соблюдать паранджу (пурду): строгую и угнетающую изоляцию от мужчин.
Особенно острая проблема угнетения женщин на субконтиненте была значительно усугублена циничными действиями британского империализма, особенно во время раздела Индии и в последующий период.
В 1946 году народные массы поднялись на революцию против британского владычества в Индии. Это было одно из самых вдохновляющих событий в истории, когда мужчины и женщины, мусульмане, индуисты и сикхи, шли рука об руку в совместной борьбе за достойную жизнь.
Революция угрожала собственности не только британцев, но и богатых представителей индуистских и мусульманских правящих классов. Великобритания больше не могла сохранять прямое господство, поэтому была вынуждена прибегнуть к тактике «разделяй и властвуй». В сговоре с индуистской и мусульманской правящей элитой субконтинент был расчленён по религиозному и конфессиональному признаку.
Примерно 2 миллиона человек были убиты, 10-20 миллионов стали беженцами, а 75 000 женщин были похищены и изнасилованы в волне межобщинного насилия, спровоцированной разделом Индии.
Как объясняется в недавнем исследовании насилия в отношении женщин во время раздела, «Наибольшие страдания выпали на долю индуистских, мусульманских и сикхских женщин. Ведь это именно женщин по обе стороны границы отрывали от семей мужчины из других общин, подвергали групповым изнасилованиям и увечьям, вырезая на их телах надписи «Hindustan/Pakistan Zindabad!» («Да здравствует Индия/Пакистан!»)».
В другом исследовании сообщается, что «существуют свидетельства бесчисленных изнасилований... о женщинах, которых раздевали догола и водили по улицам, которым отрезали груди, на телах которых вырезали религиозные символы другой общины...».
Два государства, Индия и Пакистан, родились в чреве чудовищного насилия, которое оставило глубокие, неизгладимые шрамы на теле обоих обществ.
И индуистские, и мусульманские правящие классы ревностно охраняли своё богатство после раздела, продолжая тактику разделения по религиозному и этническому признаку, что привело к многочисленным войнам и кампаниям этнических чисток. Основная тяжесть этих событий легла на плечи женщин.
Пакистан, например, был искусственным государством, состоявшим из множества, в основном мусульманских, этнических групп (включая бенгальцев), которые подвергались сверхэксплуатации со стороны небольшой клики из двадцати двух пенджабских капиталистических семей.
На капиталистической основе единственным способом предотвратить распад страны было сплотить мусульман для разжигания насилия против индуистов и индийцев (те же методы, в свою очередь, использовались индийским правящим классом против мусульман и пакистанцев), тем самым провоцируя межобщинные столкновения. Этот метод использовался и до сих пор используется правящими классами субконтинента, обостряясь в моменты кризисов.
Например, внутреннее социальное и политическое давление в Пакистане в 1960-х годах побудило военного диктатора Аюб Хана начать военную авантюру в Кашмире, объявив в 1965 году войну Индии, которая контролировала большую часть территории. Для обеспечения поддержки этой войны была развёрнута согласованная и яростная антииндуистская пропагандистская кампания.
Накалённая атмосфера, созданная правящими классами Индии и Пакистана, вылилась в многочисленные акции возмездия и погромы. Худшими из них стали межобщинные беспорядки в Восточном Пакистане в 1964-1965 годах, когда тысячи индуистов были схвачены, убиты, подвергнуты пыткам и изнасилованиям.
Этот же испытанный метод был применён вновь после революции 1968 года и во время Войны за независимость Бангладеш. Правящий класс Западного Пакистана ни за что не мог допустить независимости Бангладеш, поскольку это означало бы для них потерю права эксплуатировать его как колонию. Поэтому во время своего жестокого вторжения они поощряли самые гнусные методы подавления стремлений бенгальских масс.
Бихарская община (урдуязычные жители Восточного Пакистана) и ультраконсервативные исламские фундаменталисты были натражены пакистанским правящим классом, и им было велено относиться к бенгальцам так же, как к индуистам. Неизбежный результат этого можно увидеть в приведённых выше душераздирающих свидетельствах очевидцев.
Капиталистический класс субконтинента отличается особой жестокостью. Его богатство и власть основаны на сверхэксплуатации почти четверти населения мира. Заработная плата очень низка, особенно для женщин, а условия труда просто ужасающи. Таким образом, капиталистическая система и угнетение женщин неразрывно связаны.
Ни один правящий класс никогда не отказывался от своей власти и привилегий без борьбы. Война за независимость Бангладеш ясно показывает, на что они готовы пойти ради защиты своих интересов.
Потому неудивительно, что на протяжении всей истории женщины часто были самыми стойкими и жертвенными участницами революций. Не была исключением и Война за независимость Бангладеш!
Роль женщин в войне и революции
Несмотря на угрозу участи хуже смерти, тысячи женщин присоединились к освободительной борьбе. Они сыграли ключевую роль в шпионаже, тайной переброске припасов, уходе за ранеными, организации в своих домах импровизированных госпиталей, а в некоторых случаях — и в непосредственном участии в боях.
Ширин Бану Митил, активистка Коммунистической партии, участница революции и войны, рассказывала:
«Женщины вносили вклад в освободительную войну по-разному, оставаясь не на передовой. Они каким-то, почти чудесным образом, валили деревья и перегораживали ими улицы, преграждая путь пакистанским солдатам. Бенгальским борцам за свободу они предоставляли рис, убежище и информацию. Каждый дом был опорным пунктом против пакистанской армии».
Ройека Бегум, которая в то время была беременна, укрывала и кормила батальоны борцов за свободу. Она встречала их в ночной темноте с едой. Она хранила оружие в колодце возле своего дома, зная, что с ней будет, если её поймают.
Она сказала: «Люди много чего говорили... что она ходит по ночам одна... общается с мукти, кормит их... Я всё это рассказала мужу.
Он сказал: «Пусть говорят. Посулы померкнут. Ты должна делать то, что должна».
Лайла Ахмед была студенткой-медиком, которая после того, как пакистанская армия расстреляла её отца, продала все свои вещи и прошла сотни миль — заработав по пути абсцесс и инфекцию почек — чтобы присоединиться к тренировочному лагерю Гобра в Калькутте, специальному лагерю для женщин, где готовили 234 женщины-бойца.
Здесь их обучали оказанию первой помощи, шпионажу, обращению с оружием и уходу за больными. Она рассказывает о своём опыте:
«Нам (женщинам) выдали по белому сари, постельное бельё и матрас. Все мы в лагере поклялись не пользоваться подушками, пока наша страна не станет свободной... В свободное от занятий и тренировок время мы распевали военные песни...
Обычно в мои обязанности входило добывать прививки от столбняка, витамины, мази и кремы от травм и боли, лекарства от инфекций и так далее. Мы участвовали в акциях протеста против международной и национальной политики, неблагоприятной для Бангладеш. Мы также выступали с публичными речами о том, что происходило в Восточном Пакистане, и о страданиях нашего народа».
Женщины там занимались не только практическими задачами, но и проникались революционной политикой. Лайла называет угнетение женщин одной из ключевых причин для вступления в политическую борьбу и поясняет:
«Большинство девушек в этом лагере активно участвовали в политике во время учёбы, до 1971 года... потому что хотели сделать что-то для страны.
Нам рассказывали об истории войны и боёв на границах, о Фиделе Кастро и Че Геваре.
Вам сейчас трудно представить, с какими препятствиями мы тогда сталкивались. Это был совсем другой мир. Но мы стояли на своём, и женщины, которые приходили к нам на помощь, нарушали множество запретов и шли на риск. Это было, можно сказать, женское восстание, и оно оказало огромное влияние. Сейчас этого не понять. Освободительная война сделала это возможным».
Во время революции они познакомились с тем, какой может быть жизнь. Аламтадж Бегум Чхоби, левая студенческая активистка, говорит:
«Когда началась освободительная война, среди бенгальцев возникло единство ради общей цели, какого не было ни до, ни после. Не было разницы между мужчиной и женщиной. Мы часто спали рядом на полу, но никто и никогда не позволял себе неуважения к нам».
Это лишь несколько примеров из тысяч смелых женщин, без которых победа в Войне за независимость была бы невозможна. Революция пробудила в них нечто глубинное — ощущение собственной значимости и силы как активных творцов истории. Они отказались быть рабынями и были готовы пожертвовать всем, если потребуется. Женщинам было чего лишиться — меньше всех, а приобрести — больше всех — это объясняет ту жертвенность, которую они проявляли в тот период, как, впрочем, и в любой другой революционный период.
Такова сила революции: даже самые укоренившиеся отсталые и реакционные идеи отбрасываются прочь, как только ранее разобщённые массы выходят на историческую арену и берут судьбу в свои руки. В ходе борьбы они понимают, что сила — в единении против общего врага.
После обретения независимости
После окончания войны в новом, независимом Бангладеш было сформировано правительство «Авами Лиг» во главе с Муджибуром Рахманом. Начался период контрреволюции. Правительство Муджиба развязало кампанию террора, в ходе которой были убиты и заключены в тюрьмы тысячи левых активистов.
Мумтаз Бегум была бесстрашной революционной активисткой, принесшей огромные жертвы во время войны. После того, как её не приняли в мужские лагеря, она собрала средства, чтобы создать свой собственный лагерь для женщин-борцов за свободу. Их безжалостно преследовали как индийские, так и пакистанские власти, но, как рассказывает она сама, с окончанием войны начались преследования и со стороны нового бангладешского режима:
«Мы занимались социалистической работой, но держали это в тайне. Наше положение было как «na ghar ka aur na ghat ka» (на хинди: «Не от дома и не от места у реки (места для стирки«остаться ни с чем)».
- Идиоматическое значение: Быть отвергнутым обеими сторонами, не иметь пристанища или принадлежности. Это похоже на русское «ни рыба ни мясо», но в контексте изгнания или неприкаянности.
Несмотря на огромные жертвы во имя независимости, женщины вновь были оттеснены на положение граждан второго сорта. Леила Ахмед, упомянутая ранее, заявила:
«Есть много других людей, которые действительно пожертвовали собой ради этой страны, но они ничего не получили от политиков после освобождения».
После обретения независимости в 1971 году правительство Муджиба создало программу «Бирангона» («Отважные женщины»), чтобы компенсировать ущерб бесчисленным женщинам, подвергшимся насилию во время войны. Однако вместо компенсаций женщины, обратившиеся за помощью, становились изгоями, их отвергали собственные семьи, и они оставались один на один со своими бедами.
Государство предлагало мужчинам льготы, например, места на госслужбе, за то, чтобы они женились на этих женщинах. Многие мужчины так и делали, но после получения работы бросали жён.
Одна женщина рассказала, как её изнасиловали в 12 лет, и она забеременела. На седьмом месяце беременности ей сделали принудительный аборт. Её отец и дядя, не пережив случившегося, заболели и вскоре умерли.
«Люди в нашей деревне знали об этом случае, бросали в мой адрес непристойные замечания и сплетничали обо мне».
По программе «Бирангона» ей не выделили никаких денег. Она жила в крайней бедности, без сбережений, и была вынуждена работать за нищенскую зарплату в невыносимых условиях.
«Моя жизнь была разрушена ни за что... Я хочу жить среди хороших людей, которые помогут нам расти и развиваться. Я также хочу иметь немного денег и зарабатывать на достойную жизнь. Разве я прошу слишком много?»
Самый трагичный пример — это Нур Бегум, упомянутая в начале статьи, которую группово изнасиловали солдаты пакистанской армии. В интервью Ясмине Сайкия она подробно рассказывает, как была отвергнута обществом и брошена новым бангладешским государством, даже после обращения по программе «Бирангона»:
«Моё имя ни в каких списках не значится. У меня нет никаких документов. Все мои документы были уничтожены. Один лже-борец за свободу пообещал жениться на мне, создать семью. Нас поженили, и он получил государственную должность, которой пользуется до сих пор. Он счастливо живёт со своей настоящей женой и детьми, а я не смогла воспользоваться теми же благами и родить ему детей. От этого страдал и мой ребёнок. Скажите, что это за страна? Люди смеются надо мной, насмехаются. Где мне найти покой? Лучше бы я тогда умерла. Бессмысленно жить в этом Бангладеш. Принёс ли он что-то таким, как мы?... Чтобы бороться за нашу свободу, защищать нашу страну, я стала Бирангоной».
Революционный период 1968-1975 годов и Война за независимость не завершились упразднением классового общества и построением социализма — необходимого условия для подлинного освобождения женщин. Вместо этого они создали условия для обогащения нового, набирающего силу бенгальского капиталистического класса и богатых государственных бюрократов, всецело подчинявшихся интересам империализма.
У этих богатых элит не было ни малейшего желания продолжать классовую борьбу и распространять демократические права на женщин. В конечном счёте, они добились своих узких интересов в борьбе за независимость и требовали возврата к стабильности и порядку.
Несмотря на то, что революция носила открыто светский характер, период после 1975 года ознаменовался чередой военных диктатур, использовавших религиозный вопрос для разделения и управления.
Была составлена строгая исламская конституция, серьёзно ограничившая права женщин. Фундаменталистские полувоенные формирования, ответственные за большую часть зверств во время войны, были реабилитированы, набрались наглости и получили карт-бланш на террор против населения.
Маркс объяснял этот феномен словами: «когда нищета становится всеобщей, вся старая дрянь возрождается», то есть до тех пор, пока существуют эксплуатация и неравенство, где меньшинство богатых наживается на бедности большинства, этот правящий класс будет пропагандировать самые отсталые и разобщающие идеи для сохранения своего привилегированного положения.
Женщины и классовая борьба
Женщины вкусили свободу и не остановятся, пока не добьются её. Это привело многих из них к революционным выводам. Поэтому правящий класс Бангладеш испробовал все методы, чтобы не дать женщинам самостоятельно мыслить.
Документальный фильм «Их война» пытается осветить роль женщин в ходе войны, представляя интервью с участницами и жертвами. В фильме один из создателей замечает:
«Богатые возвели стену из богатства, они дистанцировались от событий 71-го... Я слышал от старших, что если бедные в 71-м помогали богатым, то богатые бедным — нет... война богатых и война бедных — на самом деле разные войны, и война зажиточных женщин и война бедных женщин — тоже разные».
Это абсолютно верно.
Кроме того, Сухасини Деви, социальная работница и активистка в годы войны и после неё, сказала:
«Люди тогда так много принесли в жертву, но сейчас мы по-настоящему не пользуемся независимостью, особенно женщины, ставшие жертвами войны за свободу; они ничего не получили... Ирония в том, что сегодня нашей страной правит женщина, и она не равно относится к своим детям... Можно сменить власть, но этого недостаточно для подлинных перемен».
Богатые женщины, как недавно свергнутая тиранка Шейх Хасина, смогли использовать своё богатство и семейные связи, чтобы прийти к власти. Хасина, дочь Муджибур Рахмана, взобралась наверх на жертвах бесчисленных храбрых женщин, которые отдали свои жизни ради того, чтобы она возглавила государство, унижающее миллионы женщин и обрекающее их на жизнь в рабстве, нищете и страданиях.
В 2021 году Ассоциация женщин-юристов Бангладеш сообщила, что «84% женщин сталкиваются с сексуальными домогательствами на рабочих местах и в общественных местах, таких как школы, улицы, общественный транспорт и даже дома. Ещё больше женщин сталкиваются с сексуальными домогательствами в интернете». Очевидно, что наличие женщины-премьер-министра никак не помогло решить реальные проблемы женщин.
В конечном счёте, Бангладеш — это капиталистическое общество, завязанное на поставках дешёвой одежды для огромных иностранных транснациональных корпораций. 80% работников швейной отрасли — женщины. Они получают всего 80 фунтов в месяц и работают в ужасающих условиях — Бангладеш входит в десятку стран с самыми жёсткими ограничениями трудового законодательства. Многие работницы сообщают об унизительном обращении, включая пощёчины и избиения за невыполнение нереальных планов.
Именно эта система сделала Хасину неприлично богатой. Поэтому она с готовностью бросала полицию на расправу с женщинами, осмелившимися протестовать против этих условий.
Швейная промышленность даёт 11% ВВП Бангладеш и более 80% экспортных доходов. По сути, 3,2 миллиона женщин могут парализовать экономику! Сила рабочего класса и, в особенности, женщин-работниц проявилась в революции, прокатившейся по Бангладеш прошлым летом. Угроза работниц швейной отрасли начать всеобщую забастовку стала — наряду с массовым выходом народа на политическую сцену — тем фактором, который предрешил судьбу режима Хасины.
Несмотря на бесчисленные примеры героической борьбы и огромных жертв женщин, угнетение женщин сохраняется и во многих местах усугубляется. Глобальный кризис капитализма доводит женщин из рабочего класса до предела.
Душераздирающие рассказы об угнетении женщин в годы Войны за независимость Бангладеш — лишь малая часть бесчисленных жертв классовой войны.
Наша задача — не скорбеть, а отомстить за их смерть и страдания, завершив то, что начали многие из этих храбрых женщин: революцию по свержению капитализма и построение социалистического общества, которое станет предпосылкой для подлинного освобождения женщин.
Поэтому сейчас, как никогда, верно: место женщины — не в доме, не на кухне и не в тени мужа. Место женщины — в революции и в Революционном коммунистическом интернационале!
Дорогие товарищи! Если наш материал оказался вам полезен и вы хотите быть в курсе новых публикаций, подпишитесь на наши ресурсы и оцените статью! Ваша поддержка чрезвычайно важна для продолжения нашей работы и распространения идей классовой борьбы и интернациональной солидарности.