Найти в Дзене
В море книг

Война и женщина

Это очень сложная и очень болезненная тема. Тема «Женщина и война». Мы по праву гордимся нашими защитницами, труженицами тыла. Хотя мы не узнаем, как они переносили тяготы, в их время многое было под запретом. И вот наконец стали появляться книги про истинное лицо войны. Известна фраза Троцкого: «Война не ведётся в белых перчатках». Война всё спишет. Самую горькую чашу на любой войне приходиться испить гражданскому населению. Военнослужащий защищён личным оружием, поддержкой сослуживцев и целых подразделений. Гражданские лица, старики, женщины, дети – абсолютно беззащитны. Мы много читали о зверствах немецких захватчиков на оккупированных советских территориях. И мало знаем, как было в западноевропейских странах, освобождённых от фашистов. У меня в руках книга венгерской писательницы Алэн Польц «Женщина и война». Небольшая, но по своему содержанию, довольно-таки тяжелая книга. Её книга – книга личных воспоминаний о своей жизни, когда в Венгрию с боями пришли советские войска. Венгерск

Это очень сложная и очень болезненная тема. Тема «Женщина и война». Мы по праву гордимся нашими защитницами, труженицами тыла. Хотя мы не узнаем, как они переносили тяготы, в их время многое было под запретом. И вот наконец стали появляться книги про истинное лицо войны. Известна фраза Троцкого: «Война не ведётся в белых перчатках». Война всё спишет. Самую горькую чашу на любой войне приходиться испить гражданскому населению. Военнослужащий защищён личным оружием, поддержкой сослуживцев и целых подразделений. Гражданские лица, старики, женщины, дети – абсолютно беззащитны. Мы много читали о зверствах немецких захватчиков на оккупированных советских территориях. И мало знаем, как было в западноевропейских странах, освобождённых от фашистов.

У меня в руках книга венгерской писательницы Алэн Польц «Женщина и война». Небольшая, но по своему содержанию, довольно-таки тяжелая книга. Её книга – книга личных воспоминаний о своей жизни, когда в Венгрию с боями пришли советские войска. Венгерское население боялось нашей армии. Ведь оно прекрасно знало о том, что творили венгерские войска вместе с немцами на советской территории. Они прекрасно знали приказ генерала Ватутина: «В плен мадьяр не брать». Хотя, объективности ради, нужно уточнить, что документального подтверждения тому приказу не существует. Скорее всего, он был дан устно после того, как генералу было доложено о зверствах венгров. Алэн Польц описывает положение женщин после входа советских войск.

«Сама Алэн - известный в Венгрии психолог, до сих пор работает в хосписе и сетует, что в нынешней погоне за деньгами люди забывают обо всем, что могло бы их поддержать перед лицом смерти. Описать сочетание усталой доброты, мудрости и чистосердечия в ее лице было бы по силам разве что Рембрандту. Кажется, ее больше всего беспокоило, не оскорбит ли русского читателя описание тех деяний, учиненных когда-то над нею нашими соотечественниками, и она повторяла, что венгры в России наверняка вели себя не лучше и что немцев она боялась больше, чем русских: если немцы пообещают расстрелять, значит, точно расстреляют, а русские вполне могут вместо этого и накормить, эти одичавшие дети, презиравшие страх и боль, увы, не только свою...»

А далее Алэн высказывает мысль о том, что замалчивание любой правды – гораздо большее преступление, чем её признание и обнародование.

«Попутно к сведению российских судов, никак не умеющих разобраться, что такое разжигание национальной розни, - это самое разжигание едва ли не в большей степени заключается не в том, что говорится (если, конечно, это не прямая ложь), а в том, что умалчивается. Если действительно рассказывать всю правду о любом народе даже в самых неприглядных его проявлениях, то рядом с отвратительным непременно окажется и что-то достойное восхищения. Мне кажется, книга Алэн Польц служит так называемой дружбе народов в гораздо большей степени, чем все умалчивания былой советской пропаганды, еще и потому, что дружить народам до крайности мешает их преувеличенное представление о собственной безупречности.»
Алэн Польц
Алэн Польц

Могу себе представить, как квасные ура-патриоты будут негодовать и припоминать об ужасах в отношении мирного населения, которые творили немцы. Но разве это даёт право на ответную месть? Нелишне напомнить, что месть, едва ли не самый тяжкий грех. Месть никак не связана с воинской доблестью. Венгерская армия творила жуткие бесчинства, но была полностью уничтожена. Речь идёт о гражданском населении. Речь идет о нашей армии, которую долгое время представляли как исключительно дисциплинированную, славившуюся бережным отношением к населению чужой страны. А оно вон как оказалось! Да, были военно-полевые суды, были показательные расстрелы насильников и мародёров, но это было в порядке исключения. Сейчас стоит вопрос, стоит ли говорить об этом?.

«Мы вывели или думали, что вывели, закономерность: после каждого крупного боя или после того, как деревню отбивали у противника, следовали три дня дозволенного мародерства. Свобода грабить и насиловать. Потом вступал в силу запрет: говорили, что за доказанное изнасилование солдата могли расстрелять.
Не помню, как я попала однажды в такую ситуацию: передо мной выстроили шеренгу солдат, и я должна была показать на того, кто меня ……. Помню лишь смутно: морозным зимним утром я прохожу перед строем, солдаты стоят вытянувшись, ровно, по стойке "смирно". Слева меня сопровождают двое офицеров. Пока я прохожу вдоль шеренги, они держатся чуть позади. В глазах одного из солдат я увидела страх. У него были голубые глаза, паренек был совсем молодой. По этому страху я и догадалась: это он. Но таким сильным, таким жутким было то, что блеснуло в его глазах, что я сразу почувствовала: нельзя. Нет никакого смысла убивать этого мальчишку. Зачем, если другие останутся безнаказанными? Да и этого, единственного из всех, зачем?
Такими были русские. Одной рукой побьют, другой - приласкают.
Часто они заявлялись сияющие, приносили нам что-нибудь в подарок. Потом оказывалось: "подарок" украден у соседей. Иногда мы уносили к соседям свои вещи - спрятать, а русские воровали их там и, ничего не подозревая, одаривали ими нас же. Но мы и сами не были ангелами: бывало, запускали руку в их имущество, но они не сердились. Вообще, на войне было что-то вроде совместной собственности. Может быть, смешно, что я пользуюсь этим выражением, но оно очень точное. Просто мы долго этого не понимали. Когда все страдали от голода, русские делились с нами последним куском.»
Х\ф "Безымянная - одна женщина в Берлине" 2008 год
Х\ф "Безымянная - одна женщина в Берлине" 2008 год

Война многих делает зверьми. И это относится ко всем воюющим армиям мира. И об этом тоже периодически нужно напоминать. Войны развязывают безответственные политики, воюют армиями, а страдает мирное население. Об этих страданиях тоже нельзя замалчивать. Повторюсь, книга Алэн Польц «Женщина и война» раскрывает жестокую правду об участи гражданского населения и, в частности, молодых женщин на войне. Автор постоянно подчеркивает почтительное отношение советского солдата к детям и женщинам пожилого возраста. Им оказывались всяческие знаки внимания и уважения. По мнению автора, показателен следующий эпизод.

«Как-то ночью они гуляли: пили, веселились, горланили. Нас, правда, оставили в покое. Утром нам велели убраться в комнате. Тетя Анна сразу же вызвалась. "Нет!" - возражали они, она старая, и приказали пойти мне. Тогда я впервые вошла в четырехугольную комнату, выходящую на улицу. На черном загаженном полу - окурки, блевотина, растоптанные объедки. У стены - два бака с бензином, по всей комнате - прислоненные к стене автоматы (похожие на короткоствольные ружья), а они сидели, по своему обычаю, в стеганых тулупах на меху и смотрели, как я мету, а затем отмываю пол. Поддразнивали, шутили: вот и мне, барышне-белоручке, приходится потрудиться. Было нелегко, блевотина воняла, а они сидели не шелохнувшись. Я залезала под стулья, мыла пол у них под ногами. Они хохотали. Один поставил ногу в сапоге на мою руку, я чувствовала, что он не наступил, просто хотел напугать, но металлическая набойка с зазубриной порвала мне кожу на тыльной стороне ладони. Совсем неглубоко, но кожа у меня тонкая, кровь полилась ручьем. А я назло им продолжала мыть пол как ни в чем не бывало. Поднялся жуткий гвалт, солдата, который наступил мне на руку, избили, отругали на чем свет стоит, а меня потащили к русскому врачу. Тот тоже на них рассердился. А они завалили меня подарками (ложка, карманный ножик, две полбуханки хлеба и пестрое летнее платье). Мы с Рожикой здорово посмеялись. Так мы и жили.»

Не ушло от наблюдательного взора и тот факт, что русские несколько отстали от цивилизации, от неких общепринятых ценностей. Но почему? Мне видится, что это начало всеобщего отставания нашей страны, вызванный государственным переворотом 1917 года. Эта отсталость и дефицит приведёт к печальным события 90-х годов. И судя по заявлениям коммунистов, они так ничего и не поняли.

Бои на улицах Будапешта
Бои на улицах Будапешта
«Им невозможно было объяснить, что башенные часы бьют регулярно, потому что заведены, это простое совпадение. Вообще русским очень многое нельзя было растолковать. Они жили в другом мире, у них был совсем другой опыт. Логика их тоже была иной. Они не знали, что такое башенные часы. Часы вообще - да, их они искали везде и всюду. Думаю, после ухода советских войск во всей Венгрии почти не осталось часов.
Русские отнеслись к замку еще с меньшим почтением, чем немцы. Они так и не научились - или не удосужились попробовать - растапливать украшенные рельефами фаянсовые печи на медных ножках, а ведь печи эти топились очень хорошо и сохраняли тепло до следующего дня. Окна - если те случайно остались целыми - они разбивали, потом заколачивали досками. Выведя через какую-то дырку трубу маленькой буржуйки, топили в залах замка, как в хибарке. Паркет разобрали, всюду был разъедающий глаза дым; спали на полу, на соломе. А изразцовые печи разбили вдребезги.»

Я напомню, о своих воспоминаниях писала венгерская женщина. И что, теперь подобные воспоминания запретить, как в былые советские годы? Или всё же наши историки напишут и об этой неприятной стороне истории той войны. Хотя бы для того, чтобы пресечь дальнейшие фантазии на эту тему. Мы долго это скрывали, а теперь всё аукнулось нам же еще большей волной русофобии.

И продолжаем скрывать. Решением Абаканского городского суда республики Хакассия от 6 сентября 2006 года книга Марты Хиллерс «Женщина в Берлине» признана экстремистским материалом и запрещена. По мнению омбудсмена Хакассии Андрея Шулбаева книга описывает субъективный опыт не имеющий документального подтверждения, что может привести к искажению исторической картины. Подобные искажения могут привести к фальсификации исторических событий. Эксперты вынесли заключение о том, что автор призывает к вражде и ненависти к русским, в том числе, к солдатам Красной армии, «как к враждебной армии, уничтожающей немецкие города». Но личные истории никогда не имеют документальных подтверждений. А что, есть другой способ ведения вооруженной борьбы, который не предусматривает разрушение городов? Как пахнуло былыми временами. Раньше ГлавПур принимал решение, что мне можно читать, а что нет. А сейчас суд Хакассии. Под такие формулировки можно всю военно-мемуарную литературу подогнать, особенно, иностранных авторов. Давайте всё запретим, как в старые добрые времена. Наконец, нужно учитывать наш менталитет, раз запретили, значит было что скрывать. После запрета интерес к данной книге фантастически возрос. Сегодня найти данную книгу в интернете нет никаких проблем. Тогда в чём смысл запрета?

-5

Тем более в 2008 году немецким режиссёром Максом Фэрбербёком по книге Марты Хиллерс «Женщина в Берлине» был снят фильм «Безымянная: одна женщина в Берлине». В ролях офицеров и солдат Советской армии снялись известные российские актёры. Главную роль майора исполнил известный российский актёр Евгений Владимирович Сидихин. Фильм не получил в России прокатного удостоверения, в кинотеатрах и на телевидении не демонстрировался. Но его не запрещали и его спокойно можно посмотреть во всех отечественных социальных сетях. Кстати, фильм снят хорошо, аккуратно, без откровенных и шокирующих сцен. Так можно повторить вопрос, зачем запрещали? Или это легче, чем объяснять: что было, а чего не было? Уже ясно, что запретами патриотизм не воспитаешь. Скорее, наоборот. Правда всегда рано или поздно всплывет, причем, в самый неподходящий момент. Потом приходиться оправдываться. Тем более, что женским невзгодам и трагедиям на войне посвящено в наши дни множество жестких и нелицеприятных книг. Всё будем запрещать?

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-6