Найти в Дзене

Опустеют ли торговые центры в 2026 году?

Оглавление

Еще, казалось бы, не так давно торговые центры в России переживали период расцвета. Впечатляющие объемы строительства и ввода торговых площадей, высокий трафик торговых центров, выход новых брендов на российский рынок. Арендаторы становились в листы ожидания, подписывали договоры без комментариев. А покупатели выстраивались в огромные очереди в дни открытий магазинов.

Но экономика столкнулась с рядом вызовов: кризис в 2014 году, пандемия 2020 года, начало СВО в 2022.

О том, как менялся рынок торговли в России и что ждать в 2026 году, рассказывет Зульфия Шиляева, старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP.

Как исторически менялся трафик в ТЦ

Если после 2014 года потребительский рынок постепенно восстановился, то пандемия 2020 года полностью поменяла модель потребительского поведения покупателей.

Так, в 2018 году доля онлайн-торговли составляла всего 3,9%. Рост фиксировался, но на тот момент говорили лишь, что новый формат торговли дает скорее качественное, а не количественное изменение рынку. На тот момент в Европе доля онлайн-торговли была значительно выше, и составляла 10-20%. В России угроза онлайн-торговли офлайн рознице воспринималась, как перспектива далекого будущего. В 2018 году прогнозировался постепенный рост доли онлайн-торговли.

Прогноз проста доли онлайн-торговли в 2018 году. Источник: MARKETBEAT 2018 Q4
Прогноз проста доли онлайн-торговли в 2018 году. Источник: MARKETBEAT 2018 Q4

Пандемия и самоизоляция послужили катализатором перехода от традиционных форматов ритейла к электронным. Онлайн-шопинг стал частью нашей жизни, стал обыденностью. И вопреки прогнозам 2018 года, доля онлайн-торговли начала расти очень стремительно. И в 2025 году составила уже 22%. К 2030 году ожидается, что доля онлайн-торговли в России достигнет 30-35% от общего объема розничной торговли.

Доля онлайн-торговли 2006-2025 г.
Доля онлайн-торговли 2006-2025 г.

После завершения пандемии трафик торговых центров стал постепенно расти. «Доковидную» посещаемость торговых комплексов 2019 года приняли за целевую. Именно с показателями 2019 года собственники ряда торговых центров сравнивают результаты каждого последующего года.

Но вернуться к трафику 2019 года не вышло.

В 2022 году после начала СВО потребители столкнулись с резким ростом инфляции, снижением доходов. Произошел «исход» международных брендов, и торговые центры лишились привычных трафикообразующих игроков, лучшие помещения в торговых центрах опустели. В 2023-2024 годах большую часть помещений, пустующих после ухода международников, заняли российские бренды, уровень вакансии в торговых центрах значительно снизился.

2024 год оказался рекордным по числу новых брендов. В их число вошли как локальные ритейлеры, так и международные игроки, принявшие решение о выходе на рынок России. Так в 2024 году 77 брендов анонсировали свое появление на российском рынке.

Под выходом на рынок/анонсом подразумевается:

— Заявление от официальных представителей бренда или его авторизованных дистрибьюторов;

— Открытие первого монобрендового магазина (бренд ранее был представлен на российском рынке онлайн или в формате корнера в универмаге, но впервые запускает собственный магазин).

-4

Казалось бы, можно жить и радоваться: с основными трудностями удалось справиться. Но из-за санкций торговые сети были вынуждены перестраивать свои логистические цепочки, что привело к удорожанию доставки, а также искать аналоги недоступным товарам и технологиям. Значительно возросли операционные расходы: затраты на логистику, закупки, обслуживание и ремонт. А также капитальные расходы: строительство новых магазинов и модернизация старых стали обходиться в разы дороже. Возросшие издержки торговых сетей в конечном итоге трансформируются в рост цен на полках для конечного потребителя.

Рост потребительских цен и ответный рост ключевой ставки стали основными причинами формирования сберегательной модели потребительского поведения.

При этом фокус покупателей сместился именно на времяпрепровождение в торговых центрах при минимальных тратах. Покупатель стал голосовать рублем, что дополнительно подстегнуло и без того растущий рынок маркетплейсов.

В 2025 году вакансию в торговых центрах Москвы удалось сохранить на уровне 8,9% (январь-сентябрь 2025 года). Но рынок торговой недвижимости находится под постоянным давлением:

  • Из-за все еще высокой ключевой ставки и дорогих денег торговые сети придерживаются стратегии точечного открытия новых магазинов. Некоторые сети полностью приостановили развитие и не открывают новые магазины.
  • Потребители стараются меньше тратить. Количестве позиций в чеке уменьшается.
  • Трафик торговых центров падает, а вместе с этим наблюдается и снижение товарооборота арендаторов.
  • Онлайн-шоппинг становится все более привычной формой времяпрепровождения.
  • Темпы выхода новых брендов на российский рынок замедлились. 2025 год характеризуется уменьшением числа вышедших брендов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44%.
  • Повышение НДС до 22% приведет к росту арендной платы, снижению маржинальности бизнеса и уходу с рынка несетевых игроков, которым сложнее приспособиться к новой действительности, нежели крупным торговым сетям.
  • Снижение порога доходов для уплаты НДС для упрощенцев (УСН) окажет давление на малый и средний бизнес, что может привести к расторжению части договоров в торговых центрах и росту числа пустых площадок в торговых объектах.

Какие же перспективы ожидают рынок торговой недвижимости в 2026 году?

Мы ожидаем рост вакансии в торговых центрах. Помимо вышеуказанных проблем, нужно отметить, что многие ритейлеры не достигают целевых оборотов, на которые был расчет после ухода "международников". Такая тенденция предполагает потенциал к росту вакансии. Прогноз на 2026 год для форматных торговых центров Москвы – 9,9-10%.

Вакансия в ТЦ Москвы, 2019-2026 гг., % в форматных торговых объектах
Вакансия в ТЦ Москвы, 2019-2026 гг., % в форматных торговых объектах

Что делать в текущей действительности торговым центрам и торговым сетям? Продолжать совместную работу по увеличению конверсии из посещаемости в чеки, над высоким уровнем сервисов в торговых центрах, увеличением частоты посещений/покупок за счет программ лояльности, над digital-зацией внутри торговых центров. Задача сделать посещение торгового центра частью досуга.

Ведь гораздо приятнее совершать покупки в торговом центре, а не в ПВЗ среди огромного количества коробок, неправда ли?

КОНТАКТЫ

За поиском и подбором торговых помещений или сопровождением сделок по аренде и покупке, обращайтесь к Зульфие Шиляевой.

Если вам нужна концепция или реконцепция объектов торговой недвижимости любого формата, обращайтесь к Андрею Шувалову.

Больше о торговой недвижимости здесь:

Торговая недвижимость | CMWP | Рынок коммерческой недвижимости глазами профессионалов | Дзен