Найти в Дзене
Финансовая кухня

Государство одобрило подорожание бензина: нефтяники довольны, народ заплатит

И раз уж прибыль на заправках скромная — логичное решение напрашивается само собой: пора поднимать розничные цены на топливо. Но просто так повышать — некрасиво. Поэтому предлагается узаконить подорожание, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Сегодня рост цен на бензин регулируется ориентиром под инфляцию. По идее, топливо не должно дорожать выше ИПЦ (индекса потребительских цен). На практике это правило выглядит как пожелание, а не как жесткое требование. Российский топливный союз предложил заменить традиционный ориентир более хитрым индикатором — индексом ценового давления (ИДЦ). В него входят не только налоговые и кредитные расходы, но и рост зарплат, тарифов ЖКХ, транспортировки и даже модернизации производства. С первого взгляда обычному человеку от этих новшеств ни холодно, ни жарко. Но на самом деле изменения могут существенно ударить по кошельку. «НИ» разобрались, к чему приведёт новая система и кому она выгодна. Если верить новостям, создаётся ощущение, что власти строго кон
Оглавление

И раз уж прибыль на заправках скромная — логичное решение напрашивается само собой: пора поднимать розничные цены на топливо. Но просто так повышать — некрасиво. Поэтому предлагается узаконить подорожание, чтобы ни у кого не возникало вопросов.

Государство одобрило подорожание бензина: нефтяники довольны, народ  заплатит
Государство одобрило подорожание бензина: нефтяники довольны, народ заплатит

Сегодня рост цен на бензин регулируется ориентиром под инфляцию. По идее, топливо не должно дорожать выше ИПЦ (индекса потребительских цен). На практике это правило выглядит как пожелание, а не как жесткое требование.

Новый подход: не инфляция, а ИДЦ

Российский топливный союз предложил заменить традиционный ориентир более хитрым индикатором — индексом ценового давления (ИДЦ). В него входят не только налоговые и кредитные расходы, но и рост зарплат, тарифов ЖКХ, транспортировки и даже модернизации производства.

С первого взгляда обычному человеку от этих новшеств ни холодно, ни жарко. Но на самом деле изменения могут существенно ударить по кошельку. «НИ» разобрались, к чему приведёт новая система и кому она выгодна.

А как же нынешнее регулирование?

Если верить новостям, создаётся ощущение, что власти строго контролируют цены на АЗС. Тогда почему, по данным мониторинга «Петрол Плюс», бензин АИ-95 уже подорожал с начала года на 10,3%, а АИ-92 — на 11,5%? Это заметно выше официальной инфляции, которая за январь–октябрь составила 4,81%.

А как же нынешнее регулирование?
А как же нынешнее регулирование?

Секрет прост: таргет — это не ограничение цен, а лишь ориентир для властей. Как и установленная цель по инфляции в 4%, которая стабильно превышается уже несколько лет.

Государство постоянно вмешивается в рынок

Вмешательство государства в нефтяную сферу — вещь привычная:

— выплата демпфирующих субсидий;

— запрет экспорта топлива в отдельные периоды;

— контроль за скачками цен на бирже;

— работа ФАС.

Но все эти меры — лишь косвенное влияние. Прямо ограничивать цены сложно, и результат для автомобилиста, мягко говоря, удручает.

Независимым АЗС действительно нелегко

В этом у Минэнерго есть доля правды. Небольшие заправки покупают бензин у крупных ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний) и работают буквально на грани рентабельности. В октябре цена топлива на оптовом рынке установила рекорды, и розничные сети просто не могли поднять цены синхронно — иначе потеряли бы клиентов или попали бы под проверки ФАС. По данным Национального биржевого агентства:

— в сентябре 2025 года заправщики теряли примерно по 40 копеек с каждого литра АИ-92;

— в октябре — уже 50 копеек.

Независимые АЗС выживают на продаже кофе, хот-догов и стеклоомывайки. А крупные компании вроде «Лукойла» или «Роснефти» спокойно получают прибыль — ведь доходы формируются на всех этапах, от добычи до продажи.

Кто выиграет от роста цен

Ослабление контроля выгоднее всего ВИНКам. Их условия только укрепятся, а в Госдуме уже приняли поправки в Налоговый кодекс: теперь нефтяники будут получать демпферные выплаты даже при продаже бензина на бирже на 20% выше индикативной цены, а дизеля — на 30%. До апреля 2026 года они и вовсе могут устанавливать любые тарифы и при этом не потеряют поддержку.

Кто выиграет от роста цен
Кто выиграет от роста цен

Государство тоже остаётся в выигрыше. Новый механизм позволит безболезненно повышать акцизы и налоги: ведь нефтяники получат право поднимать цены на бензин без претензий со стороны регуляторов.

Новый индекс — новое подорожание

Минэнерго подсчитало: если бы ИДЦ применялся уже в 2025 году, топливо выросло бы в цене на 14% при инфляции в 5,3%.

В 2026-м прогноз скромнее: рост цен — 5,7% при инфляции в 4%. Но расчёты не окончательные, и Минэкономразвития уже отвергало идею: методику ИДЦ невозможно официально подтвердить статистически.

То есть показатели могут быть, мягко говоря, гибкими. Все зависит от того, кто считает индекс.

Речь о триллионах

С начала 2025 года нефтяные компании уже получили около 760 млрд рублей демпфера. В 2024-м — 1,8 трлн, в 2023-м — 1,59 трлн, а в 2022-м — рекордные 2,17 трлн.

Раньше эти деньги защищали цены на АЗС. Теперь гражданам придётся платить дважды: и через налоги, и напрямую — покупая более дорогой бензин.

В 2025-м ИДЦ растёт в 2,6 раза быстрее инфляции. Если тренд сохранится, то бензин подорожает ещё на 10,4%.

Электромобили тоже не спасут

Правительство перекрыло и эту лазейку: с 1 декабря вступают новые правила расчёта утильсбора. Для бензиновых и дизельных авто действует льгота при мощности до 160 л. с., а для электромобилей — всего 80 л. с.

Электромобили тоже не спасут
Электромобили тоже не спасут

Для примера: популярный на Дальнем Востоке Nissan Leaf с мотором 150 л. с. теперь будет стоить 1,174 млн рублей только из-за утильсбора. Выгоды от покупки электрокара больше нет. Автомобилистам всё равно придётся платить.

Вывод

Повышение цен на бензин маскируется под красивую формулу «спасения независимых АЗС», но на деле выигрывают всё те же крупные игроки и государство. Транспорт — основа экономики, и любое подорожание топлива раскручивает инфляцию сильнее любого индекса.

И, по-моему, это очередная история, где решение не ищут, а просто перекладывают расходы на людей.

Согласны ли вы с такими реформами или это очередной виток роста цен под благовидным предлогом? Делитесь своим мнением в комментариях.

Также подписывайтесь на мой канал, это мотивирует меня чаще писать для вас статьи на разные популярные темы.

Популярное на канале: