Разговорились тут недавно с соседкой за чаем - она посетовала, что ожидания и реальность садовой жизни расходятся. Планировала посадить несложные в уходе хвойные, а оказалось все не так просто.
Пожалуй, соглашусь. Я и не планировала, что у меня в саду будет много хвойных растений, но как-то само собой так получилось. Уж очень много интересных сортов, да и ассортимент на юге заметно шире, чем сосны-туи-можжевельники.
Однако в этом году безмятежная жизнь молодого сада была омрачена. Сначала в холодный ветренный период зимой выпал любимый кипарисовик Chamaecyparis lawsoniana 'Karaca', потом уже летом вообще абсолютно внезапно засохла опять же любимая сосна Pinus contorta 'Chief Joseph'. А почищенный от сухих веток можжевельник скальный - Juniperus scopulorum 'Skyrocket' к концу лета окончательно погиб.
Не то чтобы я, конечно, постоянно бегала по саду с ранцевым опрыскивателем, но регулярные обработки провожу - для хвойных использую баковую смесь Пиноцид+Ракурс.
Ну, здравствуй, златка.
На лбу морщины, беспокойство растет после рассказа соседки о том, как она увидела жучка златки на своем скальном можжевельнике... и вот, я берусь за секатор и начинаю расследование.
Многие слышали, что златку завезли вместе с посадочным материалом при подготовке к Олимпиаде в Сочи. Как бы то ни было, появление этого вредного жучка было делом времени, ведь он победоносно шествует сейчас по всей Европе, где благодаря расширившемуся рациону, из редкого краснокнижного превратился в грозу декоративных хвойных.
Вот что интересно, изначально этот житель Средиземноморского побережья грыз в основном кипарисы, а в новых местах обитания переключился на туи, плосковеточники и можжевельники (не обделяя при этом вниманием все кипарисовые). И будьте уверены, ест он вполне здоровые хвойные. Самое неприятное, что и обнаружить его сложно - маленький, прыткий, зеленый. Златка оставляет кладку где-то в трещинках коры, чаще с южной стороны, а жизнь личинки и вовсе скрыта под корой, пока вы не заметите результат ее прожорливости - увядание хвои.
Цикл развития насекомого в зависимости от региона и климата - от года до двух-трех лет.
Осмотрев внимательно ствол погибшего можжевельника, я увидела небольшие отверстия. Зачастую златки предпочитают ветки и тонкие стволы 2-10 см, но ровно также она может поселиться и в более тонких ветвях и в очень толстых стволах уже взрослых деревьев.
Думаю, что моя версия верна: можжевельники приехали в сад из местного садового центра уже зараженные. Я хорошо знакома со Скайрокетами, в Москве у меня также растут 'Blue Arrow' и 'Moonglow'. Меня с самого начала удивило, почему у такого неприхотливого растения, без какого-то серьезного нарушения агротехники, некоторые ветви стали засыхать. Я их безусловно вырезала, но один экземпляр, видимо, был поврежден больше других, и в итоге погиб.
Дополнительным основанием винить садовый центр является то, что роскошный можжевельник 'Moonglow', купленный в другом месте, к счастью, ни разу не демонстрировал подобных симптомов. На выпавшем кипарисовике 'Karaca' тоже не было никаких отверстий.
И их осталось двое...
Вооружившись секатором, я с особой тщательностью принялась еще раз осматривать крону оставшихся 3 можжевельников. Один из них явно отставал в росте от двух других. На стволе, с трудом, после долгого внимательного изучения, я снова обнаружила подозрительные дырочки. Обрезая засохшую ветвь рекомендуют захватить еще сантиметров 20 ниже. Срезаешь по живому, становится жалко, но это необходимо - именно туда личинка и идет.
В руках у меня тонкий побег - верхушка уже усохла, низ сочный и полный жизни. Приятно пахнет можжевельником. Здесь и повреждений не видно. В задумчивости я разламываю в этом месте его пополам, на солнце сверкает зеленая искра - первая мысль: "что здесь делает кембрик?" Я пользуюсь ярко-зеленым для подвязки растений. Но это вовсе не он, это блестит и сверкает, как изумруд, тельце жука. Он ждет своего часа, чтобы весной выбраться наружу.
Осмотрев проблемное растение, я сделала непростой выбор и решила его убрать из сада и сжечь (как это рекомендовано). Очень жаль, но риск для меня слишком велик. В саду посажено множество представителей семейства Кипарисовые, они невероятно декоративны и дороги мне (во всех смыслах этого слова 😅). Чтобы подсластить горькую пилюлю, скажу, что зеленые здоровые ветки я срезала и увезла в Москву, где они послужили основой новогодней композиции.
Конечно, посадки этих можжевельников носили больше утилитарный характер - хотелось побыстрее прикрыть забор чем-то вечнозеленым, с компактной кроной. Там потихоньку поднимается ввысь кедр -Cedrus deodara 'Bushes Electra' и cеквойядендрон - Sequoiadendron giganteum 'French beauty'.
Но вообще, если бы я знала, что с можжевельниками такая же проблема, как с туями, я бы сильно подумала и, скорее всего, отказалась бы от покупки.
Тревога за беззащитные хвойные растения теперь не покидает меня. Советы по обработкам сводятся к применению инсектицидов с запахом (типа пиретроидов) во время лёта, с последней декады апреля до конца июня - златке это не нравится, глядишь, не заселится. Я бы с удовольствием приобрела ловушки, читала венгерскую статью об их успешном применении, но в продаже не нашла ничего похожего. Своевременный поиск и вырезание сухих ветвей - единственный способ борьбы с личинками.
Естественные враги златок - некоторые виды ос, а также черные муравьи.
Довольно много пишут о златках и выделениях смолы. Логично, что поврежденное дерево выделяет смолу, а златки прилипают и застревают в таких каплях - это мешает им выбираться из ствола. Но в любом случае, смола появляется уже тогда, когда личинка причинила ущерб.
Как я понимаю, жара и сухие сезоны способствуют распространению вредителя. Поэтому частенько в экспансии златки винят изменения климата. А в садах рекомендуют обращать внимание на полив.
Какие есть альтернативы?
Многие на юге перестали сажать туи, про можжевельники в целом говорят меньше, хотя при целенаправленном поиске в Интернете легко находятся статьи и видео по этой проблеме. И, кстати, больше всего ругают скальные.
Если посмотреть научные статьи, где изучается расселение златки, то повреждаемые ей хвойные представляют внушительный список: Callitris, Chamaecyparis, Cupressus, Juniperus, Platycladus, Tetraclinis, Thuja.
И только я хотела порадоваться, что секвойи вне опасности, как прочла заметку о том, что в Никитском ботсаду златку нашли на Sequoia sempervirens (но, вроде, там деревья были уже ослаблены по другим причинам).
А согласно последним данным от 2023 года, златку замечали в Европе уже и на зизифусе и тамариксе!
Кажется, что рекомендации подбирать для садов и парков наиболее адаптированные растения не совсем понятны - кто знает, что златка распробует завтра? Знаю только, что лично у меня подозрительность к любым сухим веткам возросла. Нужно сохранять бдительность.
В последнее время в садовых центрах стали гораздо чаще продавать купрессоципарис Лейланда. Величественный и быстрорастущий, он быстро пробирается в топ-лист южных садоводов. Но, друзья, он также в группе риска.
Мне, конечно, очень нравится мой x Cuprocyparis leylandii 'Gold Rider'. Он немного великоват для сада, но я слегка подстригаю ему "бока" - эти веточки служат замечательным материалом для новогодней композиции, они невероятно яркие, солнечные.
Другое растение, которое я обрезаю и использую для флористики, аризонский кипарис. Да и приходится, в общем-то, это делать из-за весьма разлапистой манеры роста. Покупала я его под названием Кипарис гладкий 'Blue Ice' в европейском питомнике. Точно ли это он или еще что-то - не берусь утверждать. Во всех видеороликах из американских питомников стоят аккуратно подстриженные конусовидные саженцы с пепельно-голубой хвоей. Мой экземпляр вытворяет какие-то кренделя, а от него требовалось мощно расти ввысь.
В итоге нарезала целую огромную сумку из веток бедолаги можжевельника скального и экзотических кипарисов Лейланда и аризонского - для эффектного акцента. Все пошло на пользу дела (и даже еще не хватило - в Москве пришлось добавлять). Теперь новогодние "деревца" радуют жителей нашего многоквартирного дома.
Судьба кипарисов в моем саду очень волнует меня. Cupressus sempervirens 'Pyramidalis' настолько захватывающе красив, что я частенько останавливаюсь рядом просто полюбоваться. Весь увешан шишечками - прям как игрушками к Рождеству. А более современный сорт 'Totem' ярко-зеленый, тонкий как шпиль - настоящее украшение сада.
Надеюсь, что все-таки секвойи не заинтересуют вредное насекомое. Эти деревья заслуживают распространения в декоративном садоводстве - некоторые сорта растут стремительно, в них чувствуется мощь настоящих гигантов хвойного мира.
Вот, например, Sequoiadendron giganteum 'Powder Blue' - сияющий и искрящийся голубизной хвои. К 10 годам саженцы достигают 4,5 м высоты. Эффектно оттеняет рыжеющую осенью метасеквойю 'Gold Rush'.
И тут же совершенно непохожий на него пушистый и округлый сорт 'French beauty' с невыгорающими кремовыми приростами. Но даже небольшая скорость роста обманчива, это не карликовое растение.
Вы легко сможете оценить их потенциал, если просто сравните текущие фотографии с моей статьей год назад.
Отличной альтернативой, наверное, может являться кедр - они тоже довольно шустро прибавляют. Везде, где я вижу кедры в озеленении у кафе или отелей, они выглядят достойно и максимально декоративно.
Хвойных с конусовидной кроной в принципе много, из очевидного - это ели и пихты. Хотя и здесь, можно выбрать что-то нестандартное вроде Picea pungens 'Iseli Fastigiate'. Такая ель по форме и цвету может и можжевельник-свечку заменить.
В нашем распоряжении остаются еще более нестандартные варианты.
Например, Cunninghamia lanceolata или другая звезда Востока - криптомерия. Благо разнообразие криптомерий поражает воображение. Есть низкие, высокие, кристатные и прочие витиеватые. К таким я отношу любимицу Cryptomeria japonica 'Kyara Gold'.
Интерес представляют тисы. Опять же, если искать замену можжевельнику с узкой кроной, можно рассмотреть фастигиатные сорта. Лично мне тис кажется немного строгим, он хорошо подходит для аллейной посадки и садов в регулярном стиле. Сорта, которые позиционируются как желтохвойные, все-таки не сохраняют эту окраску круглый год.
Настоящее солнышко из альтернативных растений, на мой взгляд, это калоцедрусы. Не могу сказать, что выбранные мной сорта быстро растут, но они невероятно хороши и по форме кроны, и по окраске. Очень ценные хвойные для сада.
Наконец, можно даже и фастигиатную сосну посадить. Подобные сорта, например, есть у сосны черной и обыкновенной. Если отвлечься от формы кроны, то и цветом можно поиграть - желтохвойные сосны сногсшибательно красивы зимой.
В общем, не будем отчаиваться. Очаровательно наливаются золотом иголки у нового саженца Pinus contorta 'Chief Joseph'. А рядом молоденькая 'Karaca', надеюсь, примется и еще будет радовать меня.