Рожденный в английском поместье, аристократ викторианской эпохи или дерево Франкенштейна? Чего только не говорят о кипарисе Лейланда, попробуем разобраться. Одно бесспорно – это весьма коммерчески успешное хвойное растение. В течение многих лет оно было самым продаваемым товаром садовых центров Великобритании, составляя до 10% от их общего объема продаж. Говорят, в Англии столько же кипарисов Лейланда, сколько и жителей. За что же его так любят и ненавидят? И как ботаническая случайность изменила жизнь целой страны?
Наиболее выгодные для питомников растения обычно отличаются тем, что их достаточно легко и дешево можно размножить, они быстро растут и имеют какое-то важное утилитарное значение (а соответственно постоянный высокий спрос). Англичане искали выносливую хвойную породу для выращивания на побережье – почвы там бедные, да еще и постоянно дует соленый ветер. В результате они заинтересовались гибридами Лейланда, растение стали массово размножать и выращивать – в основном как ветрозащиту и живую изгородь. Покупателей, правда, забыли предупредить о монументальности этого дерева, что стало для многих неприятным сюрпризом годы спустя (но об этом - в конце публикации).
Сады Лейтон-холла.
Возможно, вы помните из других моих публикаций, что в середине 19 века англичане с ума сходили от разных заморских растений. Везли они их буквально из любых точек земли, посылая бесконечные экспедиции и профессиональных охотников за растениями. Оранжереи викторианской эпохи «пухли» от новинок и по размерам больше напоминали дворцы, а все, что могло перенести английскую зиму, отправлялось в сады. Такая же история случилась в Лейтон-холле.
В 1845 году поместье Лейтон-холл было куплено банкиром Кристофером Лейландом, далее оно передавалось и делилось между разными членами богатой семьи Нейлор и Лейланд, чьи деньги происходили как от банковских услуг, так и от торговли и даже работорговли. В общем, средства позволяли осуществлять масштабные проекты.
Джон Нейлор, получивший поместье от дядюшки в качестве подарка на свадьбу, поручил Эдварду Кемпу разбить здесь роскошные сады. Эдвард Кемп на тот момент уже стал автором книг по садоводству и, как сейчас принято говорить, известным ландшафтным дизайнером, а основными его клиентами были нувориши.
Так в садах Лейтон-холла появились изящные скульптуры и водные каскады, целая роща секвой, модные араукарии и другие популярные в викторианскую эпоху экзотические растения. Кстати, это самая большая и старая роща Sequoia sempervirens в Европе, деревья достигают здесь до 40 метров в высоту.
И вот, преодолев длинный путь через океан, встретились в этом парке еще 2 американских растения: кипарис Монтерей (Cupressus macrocarpa - син. Callitropsis macrocarpa ) из Калифорнии и кипарис Нутканский (Cupressus nootkatensis -син. Chamaecyparis nootkatensis) из северных регионов Америки. Они никогда не смогли бы контактировать в природе. А здесь на женские шишки кипариса нутканского попала пыльца кипариса монтерейского, в результате чего появился их гибрид, названный в честь Кристофера Джона Нейлора – Лейланда. Этот гибрид сочетал в себе выносливость кипариса нутканского и мощь и быстрый рост монтерейского.
Кристофер был сыном Нейлора-старшего, после карьеры на флоте поселился в Лейтон-холле. В 1888 году, работая в питомнике хвойных деревьев над партией саженцев кипариса нутканского, он заметил, что шесть из них демонстрируют необычные характеристики. Он посадил их отдельно и стал наблюдать.
Эти шесть растений послужили основой для размножения черенками. С тех пор гибрид возникал еще не один раз, также путем открытого опыления - то нутканский опылял монтерейский, то наоборот. Наследники Нейлора развивали гибрид. Некоторые из лучших клонов получили собственные имена, такие как «Leighton Green», «Haggerston Grey» и «Naylors Blue». Большинство из гибридов плохо завязывают семена, поэтому массово кипарис Лейланда размножают именно черенками, т.е. это черенки от черенков тех деревьев 19го века.
И если 30 лет назад большинство производителей еще знали, какие клоны/культивары они выращивают, то сейчас многие уже выращивают смесь клонов и продают просто как «Green Leylandii». На взгляд неспециалиста, коммерчески доступные клоны очень похожи и все хорошо формируют живую изгородь.
В 1925 году в Лейтон-холле гостил профессор Кембриджского университета Уильям Доусон, он поспособствовал распространению этого растения сначала в профессиональных кругах. В 1926 году Cypressus x leylandii попал на страницы Kew Bulletin, а затем и в сами сады Кью. А уже в 1930 году знаменитый питомник Hillier начал коммерческое производство и продажу этого дерева, которое казалось идеальным – нетребовательное, выносливое и растет быстро.
Существуют и золотистые формы – чаще всего можно встретить в продаже 'Castlewellan Gold' и 'Gold Rider'.
'Castlewellan Gold' была выращена из семян, собранных из шишек Cupressus macrocarpa Lutea (возле которого рос Chamaecyparis nootkatensis Lutea), в 1962 году главным садовником Castlewellan МакКеоуном в Северной Ирландии. Дерево было посажено в 1965 году, и с него было взято много черенков, которые были размножены производителями по всему миру.
После долгих раздумий я тоже все-таки посадила в своем саду 'Gold Rider', но, думаю, обрезать его придется регулярно ибо места у меня для него столько нет.
Зона морозостойкости – 5b-6 USDA zone.
У нас на юге это растение набирает популярность. В Анапе часто вижу массовые посадки для озеленения улиц возле новостроек. Правда часть саженцев гибнет почти сразу. Молодые кипарисы Лейланда нужно поливать в первый год после посадки и обязательно привязывать, учитывая постоянные морские ветра и ураганные норд-осты, которые просто выворачивают еще неукоренившиеся растения. Взрослые экземпляры не боятся соленых брызг и могут быть высажены хоть на самой набережной. Солитерные посадки смотрятся торжественно.
Путаница в названиях.
Как правильно называть кипарис Лейланда по-моему никто кроме систематиков не знает. Связано это с тем, что родители, кипарисы монтерейский и нутканский, постоянно переезжают из одного рода в другой.
x Cuprocyparis leylandii в настоящее время является официальным ботаническим названием (но это не точно, потому что все еще обсуждается). В садовых центрах он чаще всего продается как купрессоципарис Лейланда (×Cupressocyparis leylandii) или просто кипарис Лейланда (Cupressus × leylandii). Другие возможные названия: Callitropsis × leylandii и ×Hesperotropsis leylandii.
Насколько все они являются друг другу родственниками и насколько близки к аризонскому кипарису, ученые, видимо, будут выяснять еще долго.
А простым любителям декоративных растений интереснее поговорить о его месте и роли в саду.
Достоинства и недостатки.
Несомненное преимущество – быстрый рост, густая крона.
Никогда не теряет свой цвет зимой, как это делают некоторые другие хвойные, которые буреют и бронзовеют на холоде. Он всегда остается темно-зеленым, синим или желтым – в зависимости от выбранного сорта.
Хорошо переносит обрезку. Живую изгородь можно обрезать 1 или 2 раза в год, чтобы поддерживать на нужной высоте. Например, в английских источниках можно встретить примеры такой изгороди высотой всего 120 см на протяжении уже 25 лет.
Конечно, из кипариса Лейланда формируют отличные стриженые фигуры – всякие шары и спирали, зеленые арки и прочие чудеса садового искусства. Такие растения всем нравятся и хорошо продаются (с большей выгодой, конечно).
Основной недостаток тот же самый – быстрый рост и большая потенциальная высота взрослого дерева. Свободно растущий экземпляр может достичь 20-25 метров.
Спор из-за забора.
Пока наши садоводы обсуждают эстетические характеристики ограждения из профнастила и спорят о меже, в Англии основная причина неприязни между соседями – высота живой изгороди.
Видимо, это только в кино все мило улыбаются и кустики аккуратно подстрижены. 😏 К началу 2000-х годов десятки тысяч домовладельцев в Англии были вовлечены в споры и судебные разбирательства по поводу высоты живых изгородей. Доходило вплоть до криминальных разборок со стрельбой. В общем, чисто английский детектив. И большинство изгородей раздора были как раз из кипариса Лейланда. Так что в итоге отношение к растению приобрело в обществе негативный характер. Ну а кто знал, что они вырастут такие большие? В 2003 году в Англии появился закон об антиобщественном поведении (неожиданное название, но отражает степень накала страстей), который позволил недовольным соседям наконец-то добиться своего – заставить уменьшить высоту ненавистных изгородей. И уже в 2008 году одна жительница, судившаяся 24 года (!), наконец-то победила и заставила соседа полностью спилить кипарисы Лейланда, которые загораживали солнечный свет в ее саду. 🌲🌲🌲
Расскажите в комментариях, были ли у вас или ваших знакомых раздоры с соседями из-за растений?
😉 Как всегда признательна за ваш лайк 👍 и комментарии.
✅ Подпишитесь на канал - это очень мотивирует выпускать новые статьи.