Найти в Дзене

Бутугычаг: территория радиоактивной смерти

Место вне карты. Если большинство приисков Колымы специализировались на золоте, то Бутугычаг стал местом куда более опасным. Этот лагпункт на юго-западе Колымы, в горах Тенькинского района, занимался добычей олова и редких металлов, но с середины 1940-х годов - урановой руды. Объект был секретным. Его не обозначали на официальных картах, а отчёты шли напрямую по линии НКВД–Дальстроя. При этом инфраструктура была типично лагерной: бараки, сторожевые вышки, шахты, штольни, кухня, кладбище. Особенность Бутугычага заключалась в том, что заключённые добывали уран практически голыми руками, без респираторов, костюмов или хотя бы грубой защиты. Радиоактивная пыль проникала в лёгкие, кожу, одежду. Люди работали по 10–12 часов в тесных штольнях, где вентиляция была минимальной. Смертность была стремительной. Официальных данных почти нет, но по воспоминаниям выживших: многие не выдерживали и одного сезона, смерть приходила через лучевую болезнь, тела хоронили в зоне, иногда в общих могилах. Бут

Место вне карты.

Если большинство приисков Колымы специализировались на золоте, то Бутугычаг стал местом куда более опасным. Этот лагпункт на юго-западе Колымы, в горах Тенькинского района, занимался добычей олова и редких металлов, но с середины 1940-х годов - урановой руды.

Объект был секретным. Его не обозначали на официальных картах, а отчёты шли напрямую по линии НКВД–Дальстроя.

При этом инфраструктура была типично лагерной: бараки, сторожевые вышки, шахты, штольни, кухня, кладбище.

Особенность Бутугычага заключалась в том, что заключённые добывали уран практически голыми руками, без респираторов, костюмов или хотя бы грубой защиты. Радиоактивная пыль проникала в лёгкие, кожу, одежду. Люди работали по 10–12 часов в тесных штольнях, где вентиляция была минимальной.

Смертность была стремительной. Официальных данных почти нет, но по воспоминаниям выживших: многие не выдерживали и одного сезона, смерть приходила через лучевую болезнь, тела хоронили в зоне, иногда в общих могилах.

Бутугычаг стал одним из самых страшных участков ГУЛАГа, местом, где заключённый не просто исчерпывал себя, а буквально «выгорал» под радиацией.

-2

Несмотря на чудовищные условия, прииск считался важным. СССР тогда нуждался в уране для создания атомного оружия. Поэтому план по добыче был жёстким, а контроль строгим.

Заключённые занимались не только добычей, но и обогащением руды, транспортировкой, строительством новых штолен, подземными взрывными работами.

Все эти операции проводились в зонах, где уровень радиации в десятки раз превышал безопасные нормы.

Память о Бутугычаге

После закрытия объекта его забросили. Сейчас это одна из мрачнейших достопримечательностей Колымы, куда иногда идут исследователи и туристы. Там сохранились руины лагеря, входы в штольни, остатки бараков, кладбище, металлические конструкции обогатительной фабрики.

Бутугычаг это напоминание о том, что лагерная система могла принимать самые опасные и бесчеловечные формы, когда целью становилось не просто использование труда, а добыча ресурса любой ценой.

Открой дебетовую карту Альфа-банка и получи 500 рублей на счет

Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди следующую публикацию.

Путешественники во времени