Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Когда одной тиары мало

Тиара - великолепное, и, казалось бы, самодостаточное украшение. Если у женщины на голове драгоценная тиара, то разве можно надеть что-то ещё? И нужно ли?! А вот, представьте себе, в том самом XIX веке, когда тиары, можно сказать, вошли в моду и украсили головки многих женщин, не обязательно королевских кровей, порой их надевали с чем-нибудь ещё! Конечно, с нашей с вами точки зрения, людей, живущих в современном мире, воспевающем минимализм, это, наверное, "чересчур". Однако то было другое время, и обилие украшений говорило, прежде всего, о статусе... Итак, самое начало столетия. Франция превращается в империю. Совсем недавно закончилась Великая Французская революция, монархия была свергнута... и вот теперь двор Наполеона Бонапарта блистает так ярко, чтобы этот блеск затмевал скромное происхождение главных героев. И супруга императора, и его сёстры носят великолепные тиары. Порой - сами по себе, а порой - с дополнением в виде гребня. Портрет Полины Бонапарт, Робер Лефевр, 1803. (с) Из

Тиара - великолепное, и, казалось бы, самодостаточное украшение. Если у женщины на голове драгоценная тиара, то разве можно надеть что-то ещё? И нужно ли?! А вот, представьте себе, в том самом XIX веке, когда тиары, можно сказать, вошли в моду и украсили головки многих женщин, не обязательно королевских кровей, порой их надевали с чем-нибудь ещё! Конечно, с нашей с вами точки зрения, людей, живущих в современном мире, воспевающем минимализм, это, наверное, "чересчур". Однако то было другое время, и обилие украшений говорило, прежде всего, о статусе...

Итак, самое начало столетия. Франция превращается в империю. Совсем недавно закончилась Великая Французская революция, монархия была свергнута... и вот теперь двор Наполеона Бонапарта блистает так ярко, чтобы этот блеск затмевал скромное происхождение главных героев. И супруга императора, и его сёстры носят великолепные тиары. Порой - сами по себе, а порой - с дополнением в виде гребня.

Портрет Полины Бонапарт, Робер Лефевр, 1803. (с) Из коллекции Мальмезона
Портрет Полины Бонапарт, Робер Лефевр, 1803. (с) Из коллекции Мальмезона

Гребни в то время могли представлять собой нечто промежуточное между гребнем как таковым и тиарой, настолько объёмным мог быть декор, и порой они вполне успешно тиары и заменяли. Тем более, что зубцы могли быть с поворотным механизмом. Расположены вертикально - гребень, который вы вставляете в узел волос за затылке, а если развернуть их перпендикулярно по отношению к декоративной части, можно вдвинуть в волосы на темени, получится тиара.

Следуя древнегреческой моде на низкий лоб, модницы того времени сдвигали тиары достаточно низко, поближе ко лбу, а порой и вовсе на лоб. То есть на голове оставалось довольно много свободного места. :) Причёски тоже делались в античном стиле, то есть волосы собирались на затылке в жгуты, косы, скручивали в узлы, выпускали отдельные локоны. И вот в эту-то пышную массу волос и вставляли гребень. Судя по портретам, он порой был ровно в том же стиле, что и тиара, но не обязательно.

Деталь портрета Каролины Мюрат с детьми, Франсуа Паскаль Симон Жерар, 1809-10. (с) Из коллекции Мальмезона
Деталь портрета Каролины Мюрат с детьми, Франсуа Паскаль Симон Жерар, 1809-10. (с) Из коллекции Мальмезона

Однако таким вариантом, популярным в основном во Франции времён Бонапарта, возможности, так сказать, комплектации не исчерпываются! В принципе, ничего не мешало вам просто надеть две тиары одновременно. Чтобы все видели, кто тут самая-самая! Это, конечно, выбор королевы, и то не всякой. И вообще дополнение тиары другим украшением говорит там, что это не просто аристократка, а, скорее всего, дама из семьи монарха. И это логично - во времена, когда драгоценные камни украшают головы не только королев и принцесс, но и их подданных, надо же как-то выделяться!

Мария-Луиза Испанская, слева - миниатюра кисти незв.художника, справа - деталь парадного портрета кисти Карло де Фалько, 1829. (с) Из коллекции корллевского дворца в Казерте
Мария-Луиза Испанская, слева - миниатюра кисти незв.художника, справа - деталь парадного портрета кисти Карло де Фалько, 1829. (с) Из коллекции корллевского дворца в Казерте

В 1820-х встречается вариант, когда достаточно высокая тиара дополнена узкой тиарой-бандо, то есть, фактически, драгоценным обручем. И если раньше волосы сзади собирали повыше или пониже, то теперь они обязательно возвышались над теменем. При этом они служили отличным фоном для тиары, а вот бандо сдвигали вперёд.

Деталь портрета Марии-Луизы Австрийской, Джованни Баттиста Богрезе, 1837. (с) Из коллекции Национальной галереи Пармы
Деталь портрета Марии-Луизы Австрийской, Джованни Баттиста Богрезе, 1837. (с) Из коллекции Национальной галереи Пармы

Не могу не заметить, что век спустя, в 1920-х, тиары-бандо тоже были в моде, и порой женщины использовали в качестве такой тиары-ленты, например, браслеты или колье. Признаюсь, я не углублялась в историю тиар-бандо 1820-х и 1830-х, но порой складывается впечатление, что и дамы тех лет могли поступать так же. То есть не использовать специальную тиару, а, например, просто укрепить в волосах, например, жемчужное ожерелье.

Деталь портрета Луизы Карлотты Бурбонской, Висенте Лопес Портаньяок. 1819. (с) Из коллекции Музея фонда Ласаро Гальдиано
Деталь портрета Луизы Карлотты Бурбонской, Висенте Лопес Портаньяок. 1819. (с) Из коллекции Музея фонда Ласаро Гальдиано

А здесь использован интересный приём - настоящая лента, не драгоценная, а из чёрного бархата, к которой прикреплена брошь. Что ж, отличный выход из положения!

Деталь портрета Марии-Жозефы Саксонской, Луис де ла круз, ок. 1825. (с() Из коллекции Прадо
Деталь портрета Марии-Жозефы Саксонской, Луис де ла круз, ок. 1825. (с() Из коллекции Прадо

К 1830-м в моду войдут т.н. ферроньерки, ленты или нити драгоценностей, которые носили, обвивая вокруг головы, как правило, с неким акцентом в середине. Это было чрезвычайно популярное украшение, которое носили многие модницы. Но если уж ты носишь и тиару, почему бы не дополнить её и ферроньеркой?..

Деталь портрета графини Самойловой, Карл Брюллов, 1832-34. (с) Из коллекции музея Хиллвуда
Деталь портрета графини Самойловой, Карл Брюллов, 1832-34. (с) Из коллекции музея Хиллвуда

Чем дальше мы продвигаемся по временной шкале, тем реже встречается подобная избыточность даже в монархической среде. Нет-нет, порой подобное случалось даже в начале XX века - вспомним сочетание тиары и венчальной короны на свадьбах российского императорского двора! Но это особый случай.

Портрет Матильды Бонапарт, Пьер Франсуа Эжен Жиро, 1865. (с) из коллекции комьенского дворца
Портрет Матильды Бонапарт, Пьер Франсуа Эжен Жиро, 1865. (с) из коллекции комьенского дворца

А так со временем даже королевы и принцессы пришли к выводу, что одной только тиары вполне достаточно. :)

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!