Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Размышления о письмах Джейн Остин

Джейн Остин. Писательница, книгами которой мы зачитываемся вот уже двести лет. Писательница, книг о которой написано во много сотен раз больше, чем тех, которые написала она сама. Биографы, литературоведы и комментаторы, как кажется порой, ответили на все вопросы и запросы читателей. Всевозможные "Джейн Остин и..." – это "и" может быть самым разным, от "просвещения" до "преступления", от "феминизма" до "философии добродетелей", от "эпохи Регентства" до "поэтов романтизма". Мужчины в её жизни и её романах? Документы, касающиеся семьи? Дж.О. и досуг той поры? И театр? Великая Французская революция? Военно-морской флот (да-да, ведь двое её братьев там служили)? Иллюстрированные энциклопедии, введения, хронологии, биографии. Работы, рассматривающие книги Джейн Остин на всех уровнях, предназначенные как для восторженных почитателей, так и для серьёзных исследователей.

Но письма Остин – это, как говорится, особая статья.

Портрет Джейн Остин, Кассандра Остин, ок. 1810 (с) из коллекции Национальной портретной галереи
Портрет Джейн Остин, Кассандра Остин, ок. 1810 (с) из коллекции Национальной портретной галереи

Ни один биограф, разумеется, не может без них обойтись, но расценивали и расценивают их совершенно по-разному – и тогда, когда воспоминания о писательнице были совсем свежими, и двести лет спустя. Даже собственная семья не сходилась в оценках.

Генри Остин утверждал, что все письма и записки, которые вышли из-под пера его сестры, были достойны публикации; племянник, Джеймс Эдвард Остин-Ли, предупреждал потенциального читателя, что они касаются только бытовой стороны жизни, а его сестра Каролина полагала, что не стоит рассчитывать даже на то, что вы узнает хотя бы образ мыслей писательницы, потому что она "редко высказывала в них своё мнение".

Правда, все они, тем не менее, считали, что письма эти публиковать вполне можно, в них нет ничего "такого". Ещё бы! Ведь сестра Кассандра, один из главных и любимых адресатов, уничтожила те, что хранились у неё; та же участь постигла и письма, хранившиеся у братьев. Сама Джейн Остин порой умоляла Кассандру "взять ножницы" и вырезать то, что не было предназначено для чужих глаз. Так что до наших дней дошло и не так уж много – всего сто шестьдесят одно письмо. Да, именно "всего", учитывая, сколько времени тогда отдавалось переписке.

"Женский портрет", Джеймс Станье Кларк, 1815 (с) из частной коллекции. Есть версия, что это Джейн Остин.
"Женский портрет", Джеймс Станье Кларк, 1815 (с) из частной коллекции. Есть версия, что это Джейн Остин.

Все биографы совершенно верно отмечают, что эта корреспонденция не позволяет судить о жизни писательницы в полной мере – ведь первое из сохранившихся писем относится к тому времени, когда ей было уже около двадцати. Ни детство, ни юность в них не затронуты. Последнее же было написано незадолго до кончины, в сорок один год – но не следует ожидать от него некоего подведения итогов.

Почти все они посвящены описанию повседневной жизни. "Мелочи жизни" – это выражение порой так и просится на язык, и вот читатель уже готов согласиться с тем, что жизнь Дж.О. "была очень бедна событиями: никакие перемены и драмы не нарушали её ровного течения". Приезд родственников, визит знакомых, замужество соседки, карточная партия, внешность гостьи, простуда, новая шляпка, выставка и бал. Что сказали, кому сказали, как сказали. Как посмотрели...

Нельзя не вспомнить "Мэнсфилд-парк": "Каждый, кто привержен писанию писем, даже если и писать-то особенно не о чем (к их числу принадлежит значительная часть женского общества), должен посочувствовать леди Бертрам, которой не повезло, что такая наиважнейшая мэнсфилдская новость, как неизбежный отъезд Грантов в Бат, стала известна в то время, когда она не могла ею воспользоваться, и каждый поймёт, сколь обидно было ей видеть, что новость эта досталась ее неблагодарному сыну и со всей возможной краткостью упомянута в конце длинного письма, вместо того чтобы занять большую часть страницы в её собственноручном послании. Леди Бертрам была, пожалуй, мастерица эпистолярного жанра, так как с самого начала замужества, не имея других занятий, и при том, что сэр Томас был членом парламента, она пристрастилась вести переписку и изобрела весьма похвальную заурядную манеру расписывать всё в подробности, для чего ей довольно было и самой малой малости; однако ж даже чтобы написать к племяннице, она не могла обойтись без чего-то новенького; и при том, что вскоре леди Бертрам предстояло утратить такой благодатный повод для писем, как необходимость сообщить об очередном приступе подагры у доктора Гранта и об утренних визитах миссис Грант, ей было очень тяжко лишиться одной из последних возможностей написать о них".

Действительно, мелочи жизни. Но, помилуйте, разве не именно из них она и состоит? Разве в жизни тех, кто пережил яркие взлёты и такие же падения, не было таких же мелочей? Разве, в конце концов, какое-нибудь незначительное, с точки зрения посторонних, событие в семье не может вызывать чувств и эмоций чрезвычайно острых? Разве для того, чтобы узнать, что такое настоящее горе или настоящая радость, нужно непременно отправляться куда-нибудь далеко? И страдать и ликовать так, чтобы об этом узнавал, тогда же или впоследствии, весь мир?

Предположительно, силуэт Джейн Остин, 1810-е (с) из коллекции Национальной портретной галереи
Предположительно, силуэт Джейн Остин, 1810-е (с) из коллекции Национальной портретной галереи

"Ноni soit qui mal y pense", "пусть будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает" – так гласит девиз старинного английского Ордена Подвязки. Пусть будет стыдно тому, кто дурно подумает о жизни в английской провинции, как о жизни скучной и унылой. Сильных переживаний, от любви до смерти, там ничуть не меньше, чем где бы то ни было, пусть они порой и маскируются под повседневности. Впрочем, они и есть повседневность...

Продолжение следует!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!