Смутное время – один из самых страшных и тёмных периодов русской истории. Начало XVII века принесло стране не только политический хаос, но и вмешательство иностранных держав в дела государства. Череда самозванцев и ужасающий голод довели людей до того, что современники описывали как настоящее людоедство. Именно на этом фоне появились шокирующие рассказы о «каннибалах в Кремле» – поляках и сторонниках Лжедмитрия, которые, как утверждали очевидцы, заготовляли человеческое мясо впрок.
Холод, голод и смерть: Россия перед смутой
На протяжении трёх лет страну сотрясали разрушительные климатические аномалии: в июле выпадал снег, в августе ударили заморозки, а нескончаемые дожди превращали поля в болота. Урожай погибал на глазах. Некоторые историки связывают это с аномальным снижением солнечной активности. К тому же, страна была разорена после Ливонской войны и опричнины Ивана Грозного. Голод охватил все сословия. Помещики отпускали крестьян, не в силах их содержать, а по дорогам бродили толпы людей, отчаявшихся настолько, что были вынуждены заниматься разбоем, лишь бы добыть кусок хлеба. В Москве, по словам Авраамия Палицына, умерло более 127 тысяч человек: холера уносила сотни жизней ежедневно.
Летописцы фиксировали жуткие сцены: люди ели собак, кошек, лошадей. Чтобы выжить, крестьяне питались даже навозом.
Царский блеск на фоне общего помутнения
Пока простой люд умирал, в кремлёвских палатах жизнь текла совсем иначе. Царь Борис Годунов устраивал пышные застолья, поражавшие иностранцев. На шестинедельном пире в Серпухове мед и вино подвозили обозами, а послы говорили, что не могли сосчитать золотой и серебряной посуды.
В царской кладовой, по свидетельствам современников, стояли литые серебряные бочки и огромные тазы, которые могли поднять только четверо мужчин. Но никакая роскошь не помогла Годунову завоевать любовь народа – его считали виновником бедствий, ведь он не сумел заставить богатых владельцев амбаров продавать хлеб. Огромные запасы гнили, пока люди гибли.
Приход самозванца и пиры «нового царя»
В начале XVII века в монастыре Чудова жил монах Григорий Отрепьев – умный, честолюбивый, склонный к авантюризму. Он убежал из монастыря, попал в Литву, а вскоре появился в Москве и заявил: «Я – царевич Дмитрий, чудом спасшийся от убийц Годунова». Польская шляхта, увидев в самозванце шанс укрепить своё влияние, поддержала его. Тот обещал их наградить: распространить католичество, отдать Смоленск, Северскую землю и даже русские города подарить своей невесте Марине Мнишек.
Приезд в Москву польской свиты сопровождался бесконечными празднествами. Несмотря на голод, по Кремлю лились реки вина, а на свадьбе Лжедмитрия и Марины впервые показали вилку – предмет, вызвавший у москвичей ужас. Народ всё громче шептался: раз едят «рогатиной», значит, царь – не русский. Пиры сменялись пирами, польские гости наглели, забыв о стыде: пили, оскорбляли местных, насиловали женщин, брали, что хотели. Напряжение росло, и в итоге завершилось заговором и убийством самозванца. Но Смуте это не положило конец – напротив, страна погрузилась в хаос ещё глубже.
Почему их назвали каннибалами
После Лжедмитрия один за другим появлялись новые самозванцы. В Москве хозяйничали польские гарнизоны, а народ продолжал умирать от голода. Когда ополчение Минина и Пожарского прорвалось в Китай-город, перед ними открылось то, что многие историки до сих пор называют одним из самых страшных эпизодов эпохи.
Авраамий Палицын писал: «Там было много чанов с засоленной плотью человеческою, а на чердаках много трупов человеческих».
Эти слова подтвердил польский полковник Юзеф Будзило. Он говорил о том, что офицеры ели умерших товарищей.
Случаи каннибализма (людоедства) и трупоедства были зафиксированы в источниках того времени в периоды не только во время осады Москвы в 1612 году, когда там находился польско-литовский гарнизон. Они основаны на свидетельствах современников тех событий. Русские летописи и хронографы описывают ужасы голода 1601-1603 годов, когда «ели конину, и псы, и кошки, и людей ели». Иностранные очевидцы, например голландец Исаак Масса, который жил в России, также описывали случаи крайнего отчаяния и каннибализма среди голодающих.
Смутное время не закончилось сразу после изгнания интервентов. Оно оставило глубокие раны. Но главное – в обществе укоренился страх перед хаосом и политической анархией. Народ устал от голода, разорения и крови. Вскоре Михаилу Романову удастся стать царём и вернуть государству устойчивость.
Похожие материалы:
Подробнее о той эпохе расскажут следующие книги:
- 1612. «Вставайте, люди Русские!», Ирина Измайлова.
- «Катастрофа Московского царства», Сергей Шокарев.
- «Двоевластие. Роман о временах царя Михаила Федоровича», Андрей Зарин.
- «Названный Лжедмитрием», Сергей Цветков.