Найти в Дзене

Почему «Жигули» переименовали в Lada?

Источник: лизинговая компания CARCADE Автомобиль «Жигули» — это не просто машина, а настоящий символ целой эпохи в истории СССР. Однако многим он известен под другим именем — Lada. Смена названия, казалось бы, простая формальность, но за ней скрывается увлекательная история, связанная и с экспортными амбициями страны, и с лингвистическими казусами, едва не поставившими под удар успех советского автопрома на мировом рынке. Почему же легендарные «Жигули» стали Lada? Как итальянский Fiat стал советским ВАЗом В 1966 году правительство СССР решило создать новый автомобильный «гигант». Технический проект для строительства разработали специалисты итальянского концерна «Фиат», и первой моделью, выпущенной на заводе ВАЗ, стал ВАЗ-2101, созданный на базе Фиат-124. Однако, прежде чем Фиат-124 превратился в ВАЗ-2101, в его конструкцию было внесено более восьмисот изменений. При производстве автомобиля использовались исключительно отечественные материалы и комплектующие. Первые продажи нового совет
Оглавление
Источник: лизинговая компания CARCADE
Источник: лизинговая компания CARCADE

Автомобиль «Жигули» — это не просто машина, а настоящий символ целой эпохи в истории СССР. Однако многим он известен под другим именем — Lada. Смена названия, казалось бы, простая формальность, но за ней скрывается увлекательная история, связанная и с экспортными амбициями страны, и с лингвистическими казусами, едва не поставившими под удар успех советского автопрома на мировом рынке. Почему же легендарные «Жигули» стали Lada?

Как итальянский Fiat стал советским ВАЗом

В 1966 году правительство СССР решило создать новый автомобильный «гигант». Технический проект для строительства разработали специалисты итальянского концерна «Фиат», и первой моделью, выпущенной на заводе ВАЗ, стал ВАЗ-2101, созданный на базе Фиат-124. Однако, прежде чем Фиат-124 превратился в ВАЗ-2101, в его конструкцию было внесено более восьмисот изменений. При производстве автомобиля использовались исключительно отечественные материалы и комплектующие. Первые продажи нового советского автомобиля начались в августе 1970 года.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Любопытными стали истории происхождения названий ВАЗ, Жигули и Лада. На место строительства нового автозавода претендовало более семидесяти населённых пунктов СССР. Среди них были такие крупные города, как Минск, Киев, Новосибирск и Белгород. Однако было решено возвести завод в Тольятти. По сложившейся традиции, аббревиатура нового автомобильного гиганта должна была состоять из первых букв названия города — ТАЗ (Тольяттинский Автомобильный Завод). Название завода звучало, мягко говоря, не очень, и для выхода из ситуации обратились к иностранной документации. В советских документах он официально назывался «Завод по производству автомобилей в г. Тольятти». Однако, благодаря итальянской документации получилось сократить это длинное название до «Волжский автомобильный завод — ВАЗ». Именно этот более звучный вариант, происходящий от слова «Волжский», стал официальным наименованием завода.

Источник: pinterest.com
Источник: pinterest.com

Всенародный выбор: как автомобиль получил имя “Жигули”

Название для новой серии автомобилей выбирали всей страной. Был проведён всесоюзный конкурс, в котором участвовало более десяти тысяч вариантов. В финал вышли сто из них. Лучшим названием для серии ВАЗ, тогда ещё только для ВАЗ-2101, стало «Жигули». Это название было взято из названия горной местности, расположенной недалеко от Тольятти. С 1968 года серия заднеприводных автомобилей ВАЗ стала называться «Жигули». Но были и не менее интересные варианты: «Аврора» и «Луч», «Фиалка» и «Олимпия», «Аргамак» и «Руслан», «Весна» и «Гвоздика», «Сокол» и «Мечта». Помимо этих, встречались и совсем формальные названия, такие как «Директивец», «Мемориал», «Новорожец» или ВИЛ — аббревиатура, означающая Владимир Ильич Ленин.

Источник: auto.tcell.tj
Источник: auto.tcell.tj

От “Жигулей” к Lada: как название мешало экспорту

С течением времени «Жигули» начали готовиться к экспорту. Всё шло хорошо, пока не выяснилось, что в некоторых европейских странах это название вызывает нежелательные ассоциации. Слово «Жигули» созвучно с «жиголо», что могло бы негативно сказаться на восприятии автомобиля на зарубежных рынках. В связи с этим было принято решение о создании нового названия для экспортных моделей.

Источник: pinterest.com
Источник: pinterest.com

Оно должно было быть русским, кратким и не вызывать негативных коннотаций. Так, слово «Lada», стало экспортным именем для «Жигулей». Lada — это богиня весны, любви и брака в дохристианской Руси. Отсюда и значения «милая», «любимая», «супруга». Но и этим все не закончилось: автопроизводителю Lada пришлось отказаться от придуманного для европейского рынка названия Lada Nova и оставить лишь буквенно-цифровое обозначение модели. Это было связано с тем, что на испанском языке фраза No va переводится как "Не едет".

Источник: pinterest.com
Источник: pinterest.com

Постепенно это имя, изначально предназначенное для автомобилей на экспорт, стало популярным «псевдонимом» «Жигулей» и в самой стране. Со временем название «Лада» не только не исчезло полностью, но и прижилось, вытеснив «исконное» название «Жигули». В обиходе СССР оно использовалось гораздо чаще, чем оригинальное.

Источник: pinterest.com
Источник: pinterest.com

Таким образом, переименование «Жигулей» в Lada стало ярким примером того, как глобальный маркетинг и лингвистические тонкости могут повлиять на судьбу бренда. Изначально созданное как экспортное имя для избежания двусмысленных ассоциаций, звучное и теплое слово «Lada» не только успешно выполнило свою задачу за рубежом, но и полюбилось советским гражданам.

С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!