А ведь эти мальчишки - ну серьезно, ух как похожи! Незнакомый человек - так вообще мог бы принять их за братьев-близнецов.
Правда, не хочу никого обидеть, но, может быть, лицами они похоже ввиду своих "особенностей": все-таки, люди с таким синдромом имеют сходные черты лица и мимику. Но с этими ребятами - прямо "в яблочко" получилось. Еще и стрижка одинаковая, и цвет волос.
И, так уж вышло, что оба этих мальчика попали в одну смену, когда проходили трёхнедельный курс в стационаре нашего специализированного социального учреждения для детей с ОВЗ (я там работаю в кружковом отделе, наш профиль - творческие занятия с детьми).
И ещё!
Оба мальчика - одного возраста, одинакового роста. Правда, один из мальчиков чуть шире в плечах, но это если уж совсем придираться.
А еще у них одинаковая походка, похожие жесты и очень похожие голоса. Да что там, они даже похожие звукосочетания произносят похожей интонацией.
Хотя, эти парнишки - ни разу не братья и вообще не родственники. Более того, они живут в совершенно разных краях нашей области, а их родители - никогда не были знакомы.
А угораздило их встретиться тут, у нас!
То ли судьба так (не)удачно пошутила, то ли наши товарищи-доктора-диагносты, которые составляют списки детей на каждую смену, нарочно их пригласили в одно и то же время.
Ну а дальше - лишь о том, что не всегда и не каждый человек с определенным диагнозом выдаёт те черты, которые обычно ему приписывают в учебниках. (Особенности особенностями, а, всё-таки, образ жизни, окружение, воспитание, отношения в семье - нельзя сбрасывать со счетов).
Говорю не как капитан Очевидность, а как человек, которому то и дело твердят со всех сторон:
- Ээээ, ну что ты от него хочешь? У него же …! (такое-то отклонение)
Или
- Ты что, совсем глупая? Матчасть не учила? Дети с таким диагнозом - не могут овладеть (тем-то) и (тем-то)!
Или
- У племянницы зятя брата мужа моей двоюродной тёти - ребенок с таким диагнозом: он в 17 лет не может два плюс два сложить! Вот и этот - такой же!
В общем, всех под одну гребенку…
А наше дело какое?
Мы тут всего лишь кружковые педагоги.
Наше дело - проводить творческие занятия, без оглядки на диагнозы. К тому же, по правилам учреждения. педагоги вообще не должны знать диагнозы.
Просто, так уж вышло (не по нашей вине, разумеется), что "особенности" именно ЭТИХ ребят - не скроешь визуально.
Ну а то, что они, по мнению некоторых высокопоставленных лиц, должны заниматься с педагогами по одинаковой программе (ну они же, в принципе, почти одинаковые!) - так это явное заблуждение! А то и глупость несусветная!
Жаль только, что никто не поверит до тех пор, пока сам не окажется в центре событий и сам не пообщается с обоими ребятами и их мамами.
А мамы здесь - люди очень важные! И, т.к. оба мальчика, несмотря на довольно солидный возраст, не могут без постоянной помощи, они оба лежали в отделении в сопровождении мам.
Мальчик Д.
Ребенок из стационара, 14 лет, генетическое нарушение.
Рост - даже высоковат, учитывая "особенности" мальчика. Довольно подвижный: вроде как бегает, но ссутулившись, будто бы крадётся. И, то и дело, на бегу, произносит что-то в духе:
- Ууу-иии, тю-би-тюууу!
или
- Ы-ща-щоооо!
или
- И-я-иии-ки-киии!
Но бегает он не только тогда, когда нужно на самом деле бежать или идти, но и в "не очень подходящих" ситуациях. Например, во время обеда в столовой или во время занятий в кабинете.
Да и на процедурах - тоже бывает. Например, может на ФТО - встать и пойти, не обращая внимание на то, что тянет за собой провода. И тогда медсестре (или маме) приходится сажать его обратно, грозя пальцем и строго ругая:
- Нельзя! Ай-ай-ай!
А мальчик Д. - улыбается, подхрюкивает, и тоже в ответ:
- Ай-ай-ай!
И, в плюс к карме мальчику Д.: после замечания - он уже не бегает, а тихо и скромно сидит, лишь изредка поигрывая предметом, который попадется под руку (мячик, конфетка, салфетка и т.д.). Правда, то и дело роняет (нарочно или нет).
А предмет нужен обязательно! Иначе он (да, такое было!) накопает нужный "предмет" сам у себя… ну, в смысле, "ту самую" часть самого мальчика Д. (лично я - таких "фокусов" от мальчика не видела, но и воспитатели, и медсестра говорили).
На занятиях
Ни-че-го-шень-ки! Совсем.
Разумеется, сначала побегает по кабинету некоторое время, похихикает, погугукает… Но, после "ай-ай-ай!" - честно садится за стол. Правда, увы, всё, что касается плана урока - проходит мимо кассы.
Мальчик Д. - просто берет в руку предметы, которые предназначены для занятия, приподнимает их над столом и… отпускает: ПЛЯМС!
А после "плямса" - восторженные хлопки в ладоши и радостные "ууу-иии, тю-би-тюууу!"
Когда же педагог настаивает на выполнении задания - мальчик Д, вообще расслабляет руки, и уже ничего ему туда не вложишь, всё равно упадёт.
А давать какие-то инструкции, что-то рассказывать, показывать - в общем-то, бесполезно. Ну не понимает он, правда! Просто радуется человек, получает положительные эмоции и, самое главное, не дерётся, не кусается, никого не обижает и не задирает.
Достижение, конечно, не супер-пупер-великое, но некоторые - и такому радуются.
Разговор с психологом
Однажды психолог спросила маму мальчика Д.:
- А чем ему дома нравится заниматься? Или, может, как-то он вам помогает? Не в готовке, конечно… Ну, мусор вынести или посуду убрать в раковину.
А мама:
- Нет! Ничего не нравится. Ничего не делает.
Психолог переспрашивает:
- Ну а если в магазин с ним ходите, он поможет хотя бы сумку донести? Всё-таки, большой мальчик, сильный. И дело не мудрёное.
Мама в ответ:
- Ой, что вы! Какие магазины?! Он только лежит у телика. Ну или в огороде, на качелях развалится - и смотрит, как я копаюсь.
- И в огороде тоже не помогает? - спрашивает психолог.
Мама аж подскочила:
- Да ни в коем случае! Пусть лучше себе на качелях валяется. Так хоть не затопчет и не испортит ничего.
Ну что ж… всё ясно. Жаль… Честно.
Мальчик Н.
Ребенок из стационара, тоже 14 лет, нарушения - те же самые.
Внешность, манеры, походка, говор (точнее, звукопроизношение) - как я уже написала, почти такие же, как у мальчика Д.
Да, тоже, как и он, не разговаривает, а произносит различные звукосочетания, ничем не отличающиеся от знакомых нам "Ууу-иии, тю-би-тюууу!" и "Ы-ща-щоооо!"
Тоже не говорит на "обычном" языке, не читает, не считает. Тоже, как и его товарищ, не может сообразить, в какую коробку надо положить куклу-лисичку: к диким или к домашним животным. Тоже бегает и сутулится, и хихикает на ходу.
Правда, этот парень - пошустрее будет. Ну и более любопытный и контактный. Любит обнимашки со всеми подряд, а еще ему нравится держать собеседника за руку, трогать чужую прическу или шнурочки-брошки на чужой одежде.
Агааа! А на занятиях?
Вот уж чего никто не ожидал!
У нас, в творческих кружках - вау-вау-ваааау! И оригами-коробочки - без слов (глядя "с моих рук") вполне прилично собирает, и бантики-бабочки, и рисует неплохо, и даже рамки своим работам подрисовывает!
И ведь старается, а не просто "нашлёпывает как попало, лишь бы отцепились". А потом радуется, хлопает и выдаёт веселые "И-я-иии-ки-киии!"
А что мама говорит?
Маме мальчика Н. - тоже задавались вопросы о "домашней" жизни мальчика Н.
И он, оказывается, самым честным образом маме помогает! Огород - вообще раз плюнуть! Парень прекрасно отличает сорняки от овощных культур, и прополка - его не только не утомляет, а даже радует.
Конечно, по "готовке" - он мало чем помогает (мама боится давать ему ножи), но свежую картошку, свёклу или морковку помыть - всегда пожалуйста. Скрупулёзно снимает грязь посудной губкой, жесткой стороной. Загляденье! Остается только залить водой - и поставить овощи на его любимый винегрет.
А еще он помогает маме подарочные наборы собирать (мама подрабатывает продавцом "сетевой" косметики): он может и мешочек красиво собрать, и коробочку сложить, еще и бантик в нужное место пришпандорить!
А насчет магазина?
Он не просто сумки таскает, нееет. Он даже сам в магазин ходит!
Мама даёт ему список покупок, карту и сумку. А он возвращается из магазина всегда с качественными товарами и честным чеком.
Благо, продавцы в магазине - хорошие знакомые (супружеская пара). Они и встретят-приветят мальчика, еще и похвалят, какой он хороший трудолюбивый сын. А он - радуется и отвечает:
- У-гы-гы-иии!
Вот какие они разные, мальчик Д. и мальчик Н.!
А то, что они внешне похожи, разговаривают, сидят и ходят одинаково, и проблемы со здоровьем у них схожие - нет, это не показатель.
Вам же, дорогие читатели, добра и дружбы дома и на работе.